Состоялось пятое открытое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"
Пятый научный онлайн-семинар «Интермедиальность литературы» в рамках проекта «Литературность современных художественных медиа» прошел 30-го апреля 2022 г., с 18:00 до 20:00. Это было первое из двух запланированных заседаний, на которых в режиме круглого стола участники НУГ «Трансмедиальные исследования литературы» знакомят слушателей со своими индивидуальными исследовательскими проектами. С десятиминутными сообщениями выступила первая пятерка участников группы: Анна Ширбанова, Юлия Воробьева, Софья Ткачук, Надежда Савченко и руководитель НУГ Иван Делазари.
В докладе «Стеллер в комиксах» Анна Ширбанова рассказала о дневнике камчатской экспедиции немецкого путешественника XVIII в. Г. В. Стеллера. В оригинале и его книжных изданиях повествование сочетается с обширным иллюстративным материалом разного типа. В XXI столетии этот документ вдохновил художника Т. Эдварда Бака на создание комикса по его мотивам, а исследование Анны посвящено сравнительному анализу использованных в обоих случаях изобразительных средств двух медиа – словесного и графического. После выступления докладчица ответила на несколько уточняющих вопросов об устройстве мультимодального интерфейса, эксплицитно содержащего вербальные и визуальные элементы.
Затем заседание продолжила Юлия Воробьева с сообщением «Поэтика памяти: интермедиальный аспект», которое было посвящено творчеству В. Г. Зебальда. Исследовательница указала на особенности интеграции фотографии в повествование, референтно направленные не столько на предмет вспоминаемого, сколько на конструирование его ментального образа. Она уделила особое внимание проблеме невыразимости фотографии, тому как уже утраченное оставляет следы на плёнке, иными словами, проблеме пустоты, зияние которой воображение читателя заполняет призраками ушедших людей и предметов.
Софья Ткачук, чье исследование посвящено проблеме визуальной поэзии, рассказала о «Футуризме между живописью и поэзией». Собрав внушительный корпус примеров, Софья указывает на то, что феномен визуальной поэзии не ограничивается наследием тех поэтов, которые открыто описывали свое творчество в подобных терминах. В частности, речь идет о содружестве В. Хлебникова, чьи стихи обычно не рассматриваются в визуальном аспекте, с А. Крученых и о том, как выглядели первые поэтические сборники футуристов. Исследовательница утверждает, что графический компонент, от иллюстраций до почерка, представляет собой важнейший канал смыслопорождения и передачи эстетического впечатления, который попросту стирается в более поздних изданиях.
В докладе Надежды Савченко «Перформансы московской школы: проблемы интермедиального анализа» идеи, созвучные тем, что прозвучали в докладах Юлии и Софьи, были рассмотрены на материале творчества концептуалистов. Арт-объект как сочетание видимого, осязаемого и звучащего материального в выставочном пространстве с присовокупляемым к нему авторским текстом аннотации подчеркивает полимедиальную природу человеческого опыта, которая редко осознается в жизни и выражается искусством – причем не столько самим артефактом, сколько абстрактной концепцией, лежащей в его основе.
Завершившее программу семинара сообщение Ивана Делазари «Роман-музыка» было посвящено литературному эксперименту британского композитора, звукорежиссера и диджея Мэттью Херберта. Доклад перенес обсуждение уже затронутых проблем из преимущественно визуальной плоскости в мир звуков. Роман «Музыка», заявленный автором как словесное описание несуществующего музыкального альбома, чьи треки составлены из фикционально зафиксированных шумов человеческой деятельности и природы в масштабах от атомарного до планетарного, рассматривается в нарратологическом аспекте. Несмотря на предельно сниженную нарративность и подчеркнутую нечитабельность, книга на практике добилась легитимации читательского интереса, поскольку писалась «на заказ» самих читателей, не имплицитных и абстрактных, а самых реальных и конкретных – тех, кто внес свои материальные средства в ее публикацию в режиме краудфандинга, прочитав описание проекта Херберта на сайте издательства. Поскольку одним из аудиокомпонентов «Музыки» является бесконечно разнообразная тишина, завершающая заседание дискуссия вернулась к вопросу о том, как отсутствие выявляет себя в разных медиумах и почему именно оно часто становится основанием трансмедиальности (или для обращения к теории трансмедиальности).
Одним из основных выводов, сделанных в ходе дискуссии, активное участие в которой принимала Татьяна Перегудова (НИУ ВШЭ СПб), стала мысль о том, что неустойчивость границ между медиа, лёгкость их транзитивного пересечения - суть и свойство человеческого мышления, а может и жизни в целом.
Ссылка на запись семинара: https://vk.com/intermediality?z=video-203185186_456239035%2Fvideos-203185186%2Fpl_-203185186_-2