• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось третье открытое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"

12-го марта в 17:00 состоялся третий семинар из цикла «Интермедиальность литературы» под эгидой научно-учебной группы. С докладом «Визуальность в телевизионной сатире постсоветского периода» выступила Анна Зотина, студентка 1-го курса магистерской программы “Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах” в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Встречу координировала Ксения Дергунова.

В докладе анализировались телевизионные передачи «Куклы», «Итого» и «Тушите свет», выходившие на канале НТВ в 1994-2004 годах. Представленная в них сатира - особого рода, отличная, например, от сатиры советского периода, всегда разделявшей мир на «своих» и «чужих» и высмеивавшей последних. Постсоветская телевизионная сатира, как показала Анна, исходит из понимания телевидения как медиа, в котором преобладает манипулятивный политический дискурс. Обнажение и развенчание искусственности, медиальности телевидения происходит благодаря смешению в сатирических программах различных дискурсов (телевизионно-новостного, литературного, кинематографического), использованию широкого круга культурных цитаций и множественным отсылкам к реалиям политической жизни. Пространство этого особого типа сатиры можно сравнить с пространством анекдота как зоны «голых» смыслов, где каждый герой не реальное историческое лицо, а пустая референция. 


Дискуссию открыл вопрос руководителя НУГ Ивана Делазари (НИУ ВШЭ) о специфике телевидения как медиа, в котором сочетаются аудио-визуальные и вербальные медийности: учитывая узкую специфику рассмотренного материала, можно ли говорить о том, что он отображает специфику телевидения как медиа в целом? Кроме того, как именно использование интертекстуальных пластов влияет на аудиторию, не обязательно ее считывающую, вчера и сегодня, по прошествии многих лет после выхода передач в эфир? Еще один участник НУГ, Дмитрий Токарев (НИУ ВШЭ), отметил, что кукольный формат был скопирован с западных шоу, в частности, французского “Les Guignols de l'info”, и наличие стоящей за ними традиции. Дмитрий Викторович выразил предположение, что кукольный формат в России работал не так, как в Европе, поэтому не прижился в России. 


Юрий Доманский (РГГУ) обратил внимание и на более поздние практики телевещания развлекательных каналов, где объектом сатиры часто становится само телевидение (“ОСП-Студио”, “Шоу долгоносиков”, “ОСП-песня”), предложив расширить включить их в область будущих исследований. Поддерживая это предложение, Анна Зотина указала на эффект современных сатирических передач на ТНТ. За счет более бытового характера юмористической составляющей в поздних шоу снижается сатирический пафос, поэтому репутация существующего порядка, включая телевизионного, в них скорее поддерживается, чем дискредитируется.


Участница НУГ Ксения Дергунова (НИУ ВШЭ) задала вопрос о нарративной составляющей медийного продукта: поскольку образ нарратора сатирических передач вступает в конфронтацию с классическим образом ведущего, так как он берет на себя творящую (авторскую) функцию, тем самым снимая с себя обязательство по поддержанию притворной объективности, смешивая воедино большое количество дискурсов. Происходила ли трансплантация роли творца из этого маргинального сатирического сегмента телепередач в дискурс официальный? Насколько прижилась возможность ведущего телешоу иронизировать в других сегментах постсоветского вещания? Еще одна представительница НУГ Софья Ткачук (НИУ ВШЭ) поинтересовалась, существует ли какая-то мифологизация в сатирических передачах, учитывая, что интерфейс одной из них - это мифологизированная кухня. Есть ли основание говорить о том, что в них воспроизводится архетипическое деление на героев или антигероев? По словам Анны Зотиной, так оно и было, однако то же время существует и уровень, на котором персонажи связываются со своими прототипами в политической сцены 1990-х - 2000-х гг. по образцу традиционного романного повествования, исторического или реалистического. Софья Ткачук и Иван Делазари поддержали этот разговор о сходствах и различиях мифологического и реального планов в свете одной из основных исследовательских проблем проекта НУГ - проблемы литературности современных медиа. 

Ccылка на запись семинара: https://vk.com/intermediality?z=video343054321_456239364%2Fb6e4e337858d2ac29c%2Fpl_wall_-203185186