Состоялось второе открытое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"
18-го февраля в 17:00 состоялся семинар на тему «Подходы к изучению песенных текстов в поле Popular Music Studies» в рамках второго открытого заседания научно-учебной группы «Трансмедиальные исследования литературы». Докладчиком выступила Александра Колесник, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ в Москве. За приветственное слово и координацию встречи отвечал Артём Рыжков.
На примерах известных песен, отдельных исполнителей и музыкальных групп (Iron Maiden, David Bowie, My Bloody Valentine и др.) докладчица продемонстрировала особенности исполнения и отметила разницу между текстовым вариантом песни и ее аудио- и видеорядом: как на этот текст могут влиять образ певца в кадре и за кадром, особенности его голоса и поведения в процессе исполнения, а также вектор эмоционального воздействия на слушателя/зрителя в результате сочетания этих аспектов синтетического произведения. Кроме того, были продемонстрированы множественные классификации таких подходов, представлен алгоритм анализа песенного текста и рассказана история зарубежных исследований популярной музыки.
После часового доклада развернулась дискуссия. Иван Делазари (НИУ ВШЭ), вслед за Александрой Сергеевной отвечая на вопрос Артёма Рыжкова о состоянии российских исследований в ее области, обратил внимание на то, что научный дискурс о популярной музыке транснационален, и его англоязычие связано как с тем, что на английском языке пишутся, исполняются и слушаются песни во всем мире, так и с тем, что именно английский служит основным средством межнационального научного общения. Юрий Доманский (РГГУ) заметил, что разница, существующая между российским роковедением и международными исследованиями популярной музыки заключается в том, что первое, в силу институциональных причин, носит более узко-филологический характер и, несмотря на все попытки расширить круг специалистов, принимающих участие в обсуждении, пока не смогло найти общий язык с философами, социологами, музыковедами, историками - проблема, на решение которой позволяют надеяться такие доклады, как прозвучавший в рамках семинара. В ответ на это было высказано предположение, что подобная разобщенность научного сообщества может быть связана с социокультурной атмосферой в России, где в силу советской инерции быть серьезным ученым и любить буги-вуги считается странным, если не идеологически неприемлемым, а кафедр рэпа не открывается до сих пор. Артём Рыжков возразил, что за кафедрой рэпа дело не станет, поскольку уже имеется научное сообщество, способное ее основать.
В своем комментарии к докладу Александры Колесник Иван Делазари привел тезис Романа Ингардена о том, что музыкальное произведение искусства несводимо к его исполнению и принципиально не совпадает с ним: чем же тогда оно, собственно говоря, является в популярной музыке, где песню еще труднее оторвать от ее исполнения, чем в классической традиции? За этим напоминанием обсуждался вопрос о фикциональности: представляет ли собой отдельную проблему в изучения песенных текстов с позиций Popular Music Studies такой пласт материала, как вымышленные, понарошку созданные музыкальные группы и исполнители, вписанные в историю популярной музыки и снабженные собственными песнями (например, в художественных фильмах и мюзиклах)? Участница НУГ Софья Ткачук (НИУ ВШЭ), в свою очередь, указала на взаимосвязь музыкальных альбомов между собой и поинтересовалась, насколько в зону внимания исследований популярной музыки попадает творчество фанатов. Кроме того, с вопросами и репликами в ходе обсуждения выступили участница НУГ Валерия Ефимова (НИУ ВШЭ) и исследовательница из РГГУ, занимающаяся смежной проблематикой.
Ccылка на запись семинара: https://vk.com/intermediality?z=video-203185186_456239030%2Fc2620d770daf4aa4ba%2Fpl_wall_-203185186