• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошел мастер-класс "Кинолитература: как и почему филолог может изучать кино?"

12 февраля под руководством доцента департамента филологии Шерстиновой Татьяны Юрьевны прошел онлайн мастер-класс «Кинолитература: как и почему филолог может изучать кино?». В роли спикеров выступали участницы НУГ «Трансмедиалные исследования литературы» Валерия Ефимова и Надежда Савченко.

На встрече обсуждался феномен интермедиальности, сходства и различия в исследованиях кино и литературы, приводились конкретные кейсы киноанализа на примере сцен из фильмов А. Хичкока «Головокружение» (1958) и А. Балабанова «Брат» (1997). Акцент делался на визуальной составляющей фильма: на движении камеры, декорациях, спецэффектах, свете, музыке, одежде героев и т. д, а также на подходах к исследованию визуального. Во время выступления докладчиков возник спор о том, действительно ли кино в сравнении с литературой обладает преимуществами: cпособен ли кинематограф дать зрителю больше информации, чем литература. Спикер В. Ефимова утверждала, что кино апеллирует во многом к визуальному и аудиальному восприятию, в то время как читательская рецепция ограничена текстом. Однако один из слушателей справедливо заметил, что в литературе так же присутствует звукопись и цветопись. Конфликт мнений вновь поднял проблематику взаимосвязи кино и литературы. Другой дискуссионный вопрос заключался в ограничениях, накладываемых на воображение при просмотре кинофильма. Насколько кино блокирует возможность зрителя воображать? Спикер В. Ефимова утверждала, что в кинофильме направление мысли всегда задает режиссер, как бы проделывая всю работу за зрителя: продумывая образы, декорации и т.д. В литературе же наблюдается больше свободы для фантазии. Спикер Н. Савченко, полемизируя, настаивала на том, что в киноленте, несмотря на ее визуальность, существуют лакуны, которые должен заполнить именно зритель. То, каким образом это произойдет, зависит от зрительского восприятия и культурного контекста.   

Ссылка на запись встречи: https://youtu.be/1yEkch52k2o