• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

190069, г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д.119-121, 123, лит. А, ауд. 224

тел. 8 (812) 644-59-11, доб. 61704

e-mail: esvetkova@hse.ru

Руководство
Департамент филологии: Руководитель департамента Калугин Дмитрий Яковлевич
Книга
Труды и дни Михаила Красильникова. Дневники 1951-1956 годов
В печати

СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2024.

Глава в книге
От составителя
В печати

Козлов Д. С.

В кн.: Труды и дни Михаила Красильникова. Дневники 1951-1956 годов. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2024. С. 7-19.

«У меня наконец появилась возможность работать в Python»

В 2021 году Питерская Вышка впервые набирала студентов на три магистерские программы — «Анализ данных для государства и общества», «Вычислительная биология и биоинформатика» и «Языковые технологии в бизнесе и образовании». Полтора модуля уже позади, поэтому мы попросили магистрантов поделиться впечатлениями об учёбе на новых программах.

«У меня наконец появилась возможность работать в Python»

iStock

Мария Наливкина, 1 курс, МП «Анализ данных для государства и общества»

Мария Наливкина, 1 курс, МП «Анализ данных для государства и общества»

Я окончила бакалаврскую программу «Социология и социальная информатика». Дальше мне хотелось развиваться в сфере аналитики, но делать это с пользой, чтобы потом с лёгкостью найти работу. «Анализ данных для государства и общества» как раз помогает получить специализированные и применимые навыки, полезные для будущей карьеры.

Основной фокус программы — практические работы, именно они меня и привлекли. До поступления я не представляла, как магистратура может содержать большое количество практики: всё-таки за четыре года бакалавриата я очень привыкла к лекциям. На программе мы уделяем время и теории, но благодаря примерам, дискуссиям и прикладным проектам материал усваивается лучше. 

Помимо большого количества практики мне нравится, что в этом году нас на программе немного. Это, с одной стороны, помогает лучше лучше узнать коллектив и чувствовать себя комфортнее, а с другой — позволяет преподавателям помогать каждому студенту по отдельности. Они всегда с радостью объясняют какие-то моменты по второму разу, если не все поняли сразу. 

Также меня очень вдохновляет то, как много преподавателей погружено в программу, ведь она совсем новая. Видно, что все они увлечены своим делом, и это, кажется, передаётся студентам.

К формату обучения я привыкла ещё за четыре года бакалавриата — даже четыре сессии мне теперь по плечу. Особенно мне нравится система оценивания в Вышке: десятибалльная всё же выглядит более объективной, нежели привычная всем пятибалльная. Что же касается формата занятий, даже до очередного перехода на дистант многие пары у нас проходили в смешанном формате. Ведь большинству иностранных студентов пока что не удаётся попасть в Россию. 

Все мои любимые предметы так или иначе связаны с анализом данных — но я же для этого и поступала на программу! Некоторые я уже, конечно, изучала в бакалавриате, но повторять материал — полезно. Кроме того, у меня наконец появилась возможность работать в Python, чему я особенно рада. Хотя я раньше и пробовала разобраться с ним самостоятельно, мне было сложновато. А сейчас это выходит гораздо эффективнее: ведь всегда есть преподаватели, к которым можно обратиться за помощью в случае чего.

В будущем, наверное, я бы очень хотела улучшить свои знания в области анализа. Мне было бы интересно попробовать себя ещё и в исследованиях — например, в одной из лабораторий, просто пока не набралась решимости. Но всё ещё впереди!

Илья Купцов, 1 курс, МП «Вычислительная биология и биоинформатика»

Илья Купцов, 1 курс, МП «Вычислительная биология и биоинформатика»

Я выбрал магистерскую программу «Вычислительная биология и биоинформатика» по двум причинам. Прежде всего, она реализована при поддержке компании BIOCAD. Благодаря этому студенты смогут получить актуальные знания и практику в задачах индустрии. Для меня это было очень важно, потому что я до этого уже проучился год в магистратуре, которая была оторвана от реальных рабочих задач, и мне не понравилось. 

Вторым фактором был интерес к самой отрасли. Может, я немного романтизирую свою сферу, но мне кажется, что задачи на стыке биологии и математики могут быть очень захватывающими. Потому что математика —  самая абстрактная область знаний в мире, а биология — наука, которая ближе всего к живому. Я думаю, это настоящее чудо, что мы можем решать уравнения и реализовывать алгоритмы, которые станут частью большого и полезного производства. Хочу быть частью команды, которая создаёт такие вещи.

Учиться на программе сложно: я даже думал, что меня отчислят после первой сессии. Но шли пары, делались домашние задания, и оказалось, что всё не так страшно. Сейчас я иногда сомневаюсь в своих силах, но зато точно знаю: я сделаю для всё возможное, чтобы остаться! Потому что на этой программе у меня не возникает чувства, что я трачу время впустую. Наоборот, я думаю: «О, это явно пригодится, нужно хорошенько во всём разобраться».

Несмотря на насыщенную учебу, программа мне очень нравится. Я полюбил почти все предметы, которые нам преподают. Ещё мне нравится вовлечённость преподавателей, с которыми мы постоянно на связи. Я могу задавать любые вопросы и советоваться по решению задач. Кроме того, мне нравятся мои одногруппники: у нас сформировалась хорошая атмосфера в коллективе.

Пары проходят достаточно интерактивно. Мы занимаемся в небольших группах и можем всегда обсудить и разобрать те вопросы, которые не поняли. Единственное, что меня немного расстроило — переход на дистанционный формат. Я благодарен всем, кто старается сделать этот формат менее болезненным, но всё равно скучаю по очным парам в корпусах.

Почти все наши предметы можно разделить на две группы: математические и те, которые связаны с программированием. Мне очень нравится дискретная математика. Моё предыдущее образование было связано с механикой сплошных сред, поэтому работа с дискретными объектами для меня — это что-то новое. Ещё люблю алгоритмы. Но они даются непросто, это скорее любовь вопреки.

По сути у нас нет предметов без практики, но на таких занятиях мы тоже решаем задачи. При этом подход к практике для меня тоже оказался неожиданным. В моем предыдущем вузе не было такого, что на практике дают задачу, решение которой студент не знает. Обычно всё уже было рассказано и разобрано. А в Вышке часто нужно найти собственное решение. 

Больших планов на будущее я пока не строю, я просто хочу стать хорошим специалистом. Самое главное — нужно определиться, какие задачи я хочу решать. Внутри одной отрасли невозможно заниматься всем сразу, нужна специализация. Поэтому в ходе учёбы постараюсь лучше понять актуальные задачи и попробовать углубиться в какие-то из них.

Дарья Замятина, 1 курс, МП «Языковые технологии в бизнесе и образовании»

Дарья Замятина, 1 курс, МП «Языковые технологии в бизнесе и образовании»

К концу лингвистического бакалавриата я поняла, что хотела бы попробовать себя в сфере IT, и эта программа стала настоящим спасением! Ведь она принимала не только компьютерных, но и обычных лингвистов. Я переживала, что без знания профильной математики и программирования мне здесь делать нечего, но нас действительно всему учат с нуля, это очень здорово.

Программа нравится своей уникальностью и многогранностью, каждый студент выстраивает индивидуальную траекторию обучения. Преподаватели прислушиваются к мнению студентов и стараются оперативно выполнять их просьбы. Всегда есть у кого спросить совет.

Вышкинская система обучения хороша тем, что даёт массу возможностей для самореализации. Тут и проекты, и стажировки в известных компаниях, и конференции. Каждый сможет найти занятие по душе. Сейчас пары проходят в дистанционном формате, и с одной стороны, это экономит время, а с другой, лишает живого общения. Очень жду возвращения в университет.

Один из моих любимых предметов —  «Основы программирования». Нет ничего приятнее, чем чувство, когда код начинает работать. Ещё довольно увлекательно изучать «Математические основания исследования естественного языка», на этом предмете приходится напрячься, зато знания растут ощутимо! 

Сейчас на занятиях мы в основном накапливаем теоретическую базу и закрепляем ее на определённых заданиях, поэтому практики не так много, как хотелось бы. Но всё впереди!

На втором курсе я планирую изучать предметы из сферы EdTech, например, цифровую лингводидактику и разработку автоматизированных обучающих систем. Думаю, что у компьютерных обучающих программ большое будущее, я хочу принять участие в их создании.