• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Перри Иви Янг о российско-шведских отношениях в XX веке, Старой Руссе и преподавании

В этом интервью Перри Иви Янг, постдок Центра исторических исследований, поделилась историей возникновения своего интереса к истории, совмещении интереса к русско-шведским интересам в XX веке и Старой Руссе в Смутное время и преподавательским опытом в НИУ ВШЭ.

Интервью с Перри Иви Янг о российско-шведских отношениях в XX веке, Старой Руссе и преподавании

Фото из личного архива Перри Иви Янг

Расскажите, пожалуйста, где вы учились и как менялись ваши исследовательские интересы? Как вы пришли к занятию историей?

По первому образованию я математик, но во время поступления в аспирантуру решила изменить свою специальность. Еще в школьные годы у меня возник интерес к истории, когда я была слушательницей одного университетского курса по этому предмету. Это был курс о сталинизме. Я была впечатлена описанием советского опыта, поскольку сама выросла в Соединенных Штатах, и для меня это было нечто совершенно новое. Мне было интересно читать об этом, и я начала изучать русский язык, чтобы читать в оригинале об истории русской культуры. Так, поступив в аспирантуру на исторический факультет, я знала, что история России меня очень интересует, но долго не могла определиться с темой своей диссертации. На мой выбор также повлиял другой мой интерес — к скандинавской культуре, который я переняла у своей бабушки, она шведка. Так я стала изучать в своей диссертации российско-шведские отношения. Особенно меня интересовала идеология. Постепенно я перешла от изучения отношений между российскими и шведскими коммунистами к левой и правой идеологиям войны в России и Швеции в первой половине ХХ века.

Выпускной из Джорджтаунского университета
Фото из личного архива Перри Иви Янг

Как вы выбрали Высшую школу экономики в качестве места работы над вашим исследованием?

Я долго пыталась перебраться в Россию, начиная с 2019 года. Но в 2020 году случился ковид, а в 2022-м начались трудности с финансовыми переводами, и в Россию стало сложно попасть. Я хотела приехать именно в Петербург, потому что он исторически является перекрестком между Скандинавией и Россией, отношения между которыми я исследую. Здесь есть архивы, которые хранят документы, касающиеся и российской истории, и скандинавской, и большое количество специалистов, которые занимаются этими темами. Например, здесь, в Питерской Вышке, есть Адриан Александрович Селин, который исследует российско-шведские отношения. Я вышла на связь с ним в 2023 году и рассказала о своем исследовании. Он проявил интерес, поскольку у меня есть бэкграунд не только в российской истории, но и в скандинавской. Поэтому я хотела приехать именно сюда, ведь здесь были перспективы сотрудничества с другими учеными с похожими исследовательскими интересами.

Какие исследовательские планы у вас есть сейчас?

Сейчас я занимаюсь проектами в ВШЭ. Один проект, к которому я присоединилась — по истории Старой Руссы. Эта тема сильно отличается от моего предыдущего исследования хронологически. Сейчас я работаю над статьей, которая будет освещать отношения между шведским и русским командованием в совместном военном подходе в Смутное время. Я планирую использовать свой опыт изучения российского-шведских отношений и свое знание русского и шведского языков, чтобы работать с этим кейсом. Это важно, поскольку в исследованиях этой темы часто случается так, что освещается только одна перспектива из-за того, что историки не владеют шведским языком. Я могу дополнить эту картину. Еще у меня есть желание исследовать практику наемничества, и не только в Смутное время.

Были ли у вас трудности с тем, чтобы достать источники по такой комплексной теме? Случалось ли работать с источниками, которые вас чем-нибудь впечатлили?

К российским архивам особенно трудно получить доступ из-за большого количества формальных процедур, которые необходимо пройти. В Швеции было по-другому, поскольку там доступ к работе с источниками открыт для всех. Надо сказать, что, работая над своей диссертацией, я чаще обращалась к опубликованным источникам, которые есть в открытом доступе, поскольку я исследовала функционирование идеологии в публичной сфере. Больше всего меня впечатляют источники, которые открывают новую перспективу на исследуемую тему. Например, в моем случае это были документы, отражающие дискуссии, которые шли в командующем составе Красной Армии после Советско-финской войны 1939-1940 гг. Знакомство с ними заставило меня по-другому посмотреть на то, как опыт Советско-финской войны повлиял на изменения в советской идеологии во время Великой Отечественной войны.

Источник, демонстрирующий фермерское шествие в поддержку войны в Стокгольме в 1914 году

Расскажите о своем опыте преподавания.

Сейчас я веду общий курс по истории России. Преподавание нравится мне даже больше, чем исследовательская деятельность, поскольку мне очень приятно общаться со студентами и заражать своим интересом к истории, в том числе, неспециалистов. До этого я вела курс в Джорджтаунском университете — он тоже был по истории России, с древних времен до настоящего времени. Я опираюсь на этот опыт, когда готовлюсь к парам здесь – это дало мне представление о том, какие источники интереснее всего обсуждать и какие темы являются ключевыми для понимания истории России. И я хочу мотивировать студентов учиться делать собственные интерпретации, а не опираться на готовые тезисы других историков.

Национальная библиотека Швеции в Стокгольме — место, где Перри Иви Янг проводила свои исследования
Фото из личного архива Перри Иви Янг

Какой совет вы могли бы дать начинающим исследователям?

Я бы дала такой совет: найдите тему, которая вас по-настоящему интересует, потому что это даст наибольшую мотивацию продолжить исследование, и вы будете сохранять ее на протяжении всего пути. Так я подходила к своей диссертации, и мне это помогло ее завершить.