• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О международном постдоке Центра исторических исследований Дарье Терешиной

С сентября 2023 года к работе в Центре исторических исследований в рамках проекта РНФ «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов» приступила Дарья Витальевна Терешина, кандидат наук по специальности «социальная антропология», PhD, специалист по экономической антропологии. Мы публикуем интервью Дарьи Витальевны о её исследовательской деятельности.

О международном постдоке Центра исторических исследований Дарье Терешиной

Фотогрфия предоставлена Дарьей Терешиной

Почему Вы занимаетесь наукой и чем Вас привлекла антропология?

Все началось с увлечения историей и археологией, было интересно (и весело) проводить время в экспедициях на Белом море. Правда, довольно быстро исторические оптики показались недостаточными, хотелось каких-то новых интерпретационных возможностей. Совершенно случайно узнала про этнографию как метод, и захотелось познакомиться с ним поближе.

Как Вы заинтересовались экономической антропологией?

Не могу сказать, что это был осознанный интерес, скорее просто не хотелось заниматься этничностью и изучать «традиционные культуры», которые казались тогда очень далекими и не вызывали личного отклика. В магистратуре по этнологии я решила изучать сетевой маркетинг, и вот тогда пришлось познакомиться поближе с экономической антропологией. Но в целом мне кажется, что акцент на экономике (т. е. на практиках жизнеобеспечения, материальности, обменах) помогает подсвечивать те стороны жизни, которые остаются не замечены, если оставаться в плоскости изучения сугубо символических аспектов жизни.

Расскажите о Вашем опыте написания диссертации. Как Вы пришли к теме вашего исследования? Как выбирали поле? С какими трудностями пришлось столкнуться во время работы?

Мой диссертационный проект был частью большого исследовательского проекта по изучению семейных предприятий в разных странах мира, включая Россию. Поэтому предметная область была задана заранее общей рамкой, но внутри неё я могла выбирать те темы и сюжеты, которые мне казались наиболее интересными. При выборе поля я, конечно, руководствовалась задачами исследования, но также идеей о том, что это должно быть совершенно незнакомое для меня место, где я никогда раньше не была и никого не знаю. Думаю, это было попыткой экзотизировать свое будущее поле и ощутить его как нечто далекое и незнакомое, чего сложно добиться, если ты делаешь исследование в своём родном городе/привычном месте жительства. Так я решила ехать в Смоленск, о чём ничуть не жалею. Трудностей было много. Самая главная – как «войти в поле». Казалось, что найти желающих не просто отвечать на мои «неудобные» вопросы о бизнесе, но и позволить мне «включённо наблюдать», как устроен бизнес изнутри, совсем непосильная задача. Местные социологи усилили мои опасения, рассказав, как предприниматели, среди которых они проводили опросы, выгоняли их из своих помещений и угрожали вызвать полицию. Но всё оказалось не так страшно. В итоге за год жизни в Смоленске я «поработала» в четырёх фирмах, а под конец провела месяц на ферме. И если в первые месяцы моего пребывания в Смоленске работа двигалась медленно (много времени уходило на поиск контактов, сюжетов для исследования, да и в целом как будто ничего не происходило), то в последние месяцы и даже дни все заметно ускорилось, и в момент отъезда казалось, что настоящая полевая работа начинается только сейчас.

Есть ли у Вас какая-нибудь особенная история, связанная с работой в поле?

День отъезда, когда заканчивалась моя полевая работа и я уезжала в Германию, оказался одним из самых насыщенных в плане работы. В этот знаменательный день моя ключевая информантка – и на тот момент уже подруга – пригласила меня впервые к себе в гости, откуда я планировала отправиться сразу на вокзал. После длительного общения, застолья и совместного просмотра телевизора в ее уютном доме с видом на Днепр мы тепло попрощались, и я загрузилась в такси со своим многочисленными багажом. По дороге на вокзал выяснилось, что у таксиста есть свой бизнес, и он фактически настоял на том, чтобы я взяла у него интервью. Час до отправления поезда мы провели в оживлённой беседе на стоянке такси, затем мой таксист-информант помог мне загрузиться в ночной поезд, при этом продолжая рассказывать о своём деле. Только отправление поезда прервало нашу беседу, но мой информант взял с меня обещание, что я вернусь в Смоленск и мы обязательно договорим.

Расскажите, что бы Вы посоветовали начинающим исследователям?

Ничего не бояться и поменьше слушать тех, кто говорит, что у вас ничего не получится.