"Границы истории": Кришан Кумар
4 октября Кришан Кумар провел лекцию в рамках семинара «Границы истории» и представил свою книгу «Видения империи: как пять имперских режимов сформировали мир».
Кришан Кумар - профессор университета и Уильям Р. Кенан-младший, профессор социологии Университета Вирджинии. Ранее он был профессором социальной и политической мысли в Университете Кента в Кентербери, Англия. Также он был приглашенным ученым в Гарвардском университете, членом Института перспективных исследований, Принстон и приглашенным профессором в университетах Бергена, Бристоля, Эко-де-Оутских этюдов и социальных обществ, Парижа. Среди его публикаций - «Утопия и антиутопия в современных временах» (1987), 1989: «Революционные идеи и идеалы» (2001), «Создание национальной национальной идентичности» (2003) и «Видения империи: как пять имперских режимов сформировали мир» (2017). Эта последняя книга была со-лауреатом премии Баррингтона Мура в 2018 году, присуждаемой Американской социологической ассоциацией за лучшую работу в сравнительной и исторической социологии. Он также получил награду Ab Imperio за лучшую книгу об империях, опубликованную в 2017-18 годах.
В начале лекции Кришан Кумар обратил внимание на обложку своей недавно написанной книги («Видения империи: как пять имперских режимов сформировали мир» (2017)), на которой изображена семья императора Габсбургов и его наследников. В нем представлена классическая картина «присутствия империи», что означает, что в империях всё принадлежит к одной семье, и в империи каждый разделяется чувство общности, в то же время каждый сохраняет свои собственные интересы. Лектор отметил, что империя является одной из самых древних политических форм цивилизованных обществ, и это далеко не современное понятие. Например, традиция империй имеет греческо-романское происхождение. В этом контексте опыт западных империй особенно интересен, потому что появились идеи универсализма (чувство господства всем миром) и цивилизационной миссии, а не просто завоевания и эксплуатации, а также обещание императорского гражданства, что расценивалось как подарок от императора всем подчиняющимся. Также было сказано, что империи стараются выстроить некоторую преемственность от других империй, например, на основании религиозных убеждений или распространения схожих концепций, в частности, попытка «воссоздания Римской империи» и идеи Москва третий Рим. Что касается различий между различными империями, Кришан Кумар считает, что империи, не разделенные водным пространством, горами не так далеки и лучше знают своих людей по-культурному и политическому принципам, по сравнению с зарубежными империями.
Некоторые исследователи считают, что по периодизации империи начинаются с осевого времени, когда формируются мировые религии и империи. Другие ученые полагают, что об империи можно говорить, начиная с европейского опыта, который начался в XVI веке с колонизации, и в этом смысле это был чрезвычайно невероятный опыт, во-первых, потому что у европейцев не было богатства и ресурсов. Во-вторых, невероятно, как европейцам удалось объединить свои имперские государства и как европейские страны смогли избежать разнообразия колониальных стран без полнейшего истребления местного населения. Кроме того, Кришан Кумар считает, что империи и национализмы создают друг друга, например, стимулирование украинского национализма поляками, с одной стороны, и русскими, с другой стороны.
Одновременно империи являются наиболее современными политическими формами, потому что согласно одной из версий «последняя империя» потерпела крах в 1991 году. Более того, мы можем говорить о наследии империй, которые сформировали мир и привели к имперским институтам, которые все еще существует в Великобритании изменениям в культуре и границах в постколониальных странах Африки, Южной Америки. Кроме того, лектор заметил, что современная американская политическая система также похожа на неформальную имперскую единицу из-за ее расширения и вмешательства в дела других стран, культурного империализма. В современном мире Европейский союз, с одной стороны, также можно рассматривать как империю из-за ее имперских особенностей, например, общих ценностей, экономических связей. С другой стороны, Европейский Союз включает Польшу, Венгрию, Балканы и другие восточные страны и основан на ненасильственной идеологии и всех странах, которые, как императоры, отрицают, что они принадлежат к этой политической форме. Кроме того, автор заметил, что мы должны разумно понимать, что национальные государства и империи - это разные понятия, различные народы необязательно будут принадлежать к их собственной политической единице, из-за современных процессов и глобализации, которые подрывают национальный суверенитет (например, каталонцы или шотландцы).
Итак, автор закончил лекцию любопытным и дискуссионным вопросом: какие политические формы необходимы для эпохи антропоценового и антропогенного мира?