"Границы истории": Чой Чаттерджи
13 сентября состоялась первая лекция в рамках семинара «Границы истории». С докладом “Leo Tolstoy and Rabindranath Tagore: Principles of Global Thinking” выступила Чой Чаттерджи, лауреат премии Ab Imperio Award 2017, профессор Калифорнийского университета.
Без сомнения, Толстой и Тагор – не только одни из самых известных писателей, но и выдающиеся политические мыслители рубежа XIX-XX вв., идеи которых долгое время оставались в тени их литературы. Чой Чаттерджи начала свое выступление с указания сходств в биографии Толстого и Тагора. Оба были аристократами, оба получили хорошее образование. У них не было строгого школьного и религиозного воспитания и, фактически, они отрицали силу ученого и власть священника, предпочитая искать ответы в мире природы и в своем собственном жизненном опыте. Те, кто искал власти, вызывали их недоверие, и сами они всегда отказывались присоединиться к какой-либо политической партии. Именно по этой причине природа занимала особое место в их системе ценностей, так как только в природе любая иерархия становится неважной. На протяжении всей своей жизни Толстой и Тагор бросали вызов идеям конца XIX века: империализму, национализму, социализму, капитализму и т. д. В исторический период, когда универсализм подвергался нападению со стороны конкурирующих империй и национальных государств, эти писатели говорили о глобальном мышлении и о наднациональных отношениях между людьми.
В конце лекции профессор попыталась сформулировать основную трудность в изучении истории. Согласно Чой Чаттерджи, история пишется с точки зрения национального государства, полагающего самого себя финальной точкой исторического процесса. Очевидно, нам нужно изобрести новый способ осмысления модерности. Сравнение Толстого и Тагора вызвано к жизни их критикой современности, умением задавать правильные вопросы и улавливать глобальные связи. Наконец, они создали видение человечества на основе понятий самости, природы и глобального мышления, и, возможно, их идеи позволят нам выйти за рамки современных дискуссий между «правыми» и «левыми», экономическим развитием и защитой окружающей среды, между нацией и миром