• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытая лекция Александра Каменского

Открытая лекция Александра Каменского

Александр Каменский
Доктор исторических наук, ординарный профессор,
член Ученого совета НИУ ВШЭ,
специалист по истории XVIII века.
Автор многих книг, в том числе
«Россия в XVIII столетии: общество и память».

Профессиональные интересы:
— История конца XVII - первой половины XIX века;
— История повседневности XVIII века;
— История города XVIII века;
— Источниковедение;
— Методы исторического познания;
— Проблемы преподавания истории.

 

6 сентября в рамках цикла юбилейных мероприятий, посвященных 20-летию НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Александр Каменский провел лекцию, посвященную XVIII веку, центральной темой которой стала социальная история и самоидентификация людей того времени. Автор описал историографию, а также общий исторический контекст, начиная с создания общества Энтона Глена до советской историографии. А. Каменский отметил особый интерес научного общества к истории России XVIII века, поэтому, когда был создан формат конференций, поступило около 150 заявок для участия. Лектор выявил множество проблем, с которыми может столкнуться исследователь, изучая XVIII век: большое количество источников и публикаций, акценты и смещения советской историографии, отсутствие обобщающей монографии. Коренной перелом, по мнению лектора, произошел во время перестройки в СССР. В 80-ые и 90-ые годы в историографии произошла реабилитация имперского прошлого страны и появились монографии таких авторов, как Е. Анисимов (ординарный профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), Н. Павленко, и были разрушены казавшиеся незыблемыми концепции.

В ходе лекции А. Каменский выявил главную проблему в работе с источниками XVIII века, а именно: многие исследователи полагают, что общество того времени понятное и близкое к модерному, в то время как, на самом деле, тяжело понять логику того общества. Автор отмечает, что в источниках наблюдается отсутствие четких границ между сословиями и, как следствие этого, появляются непонятные «самоназвания» людей, неясно, как люди сами видели себя. Так, например, лектор отметил, что в источниках часто встречаются непонятные слова («жилец», «дьячков зять»), когда в человеке соединяются две идентичности. Однако, автор нашел решение данной проблемы в использовании копий векселей, расписок, в которых обычные люди сами писали о себе.

В результате обсуждения, А.Каменский пришел к выводу, что для понимания имперскости следует заниматься социальной историей особенно в такой важной для России период, когда активно развивалась наука и просвещение, возникли профессии и категория свободного времени, реформировались все сферы жизни. Также докладчик предоставил слушателям возможность обсудить вопрос социальных структур XVIII века.