Открытая лекция Александра Каменского
Доктор исторических наук, ординарный профессор,
член Ученого совета НИУ ВШЭ,
специалист по истории XVIII века.
Автор многих книг, в том числе
«Россия в XVIII столетии: общество и память».
Профессиональные интересы:
— История конца XVII - первой половины XIX века;
— История повседневности XVIII века;
— История города XVIII века;
— Источниковедение;
— Методы исторического познания;
— Проблемы преподавания истории.
6 сентября в рамках цикла юбилейных мероприятий, посвященных 20-летию НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Александр Каменский провел лекцию, посвященную XVIII веку, центральной темой которой стала социальная история и самоидентификация людей того времени. Автор описал историографию, а также общий исторический контекст, начиная с создания общества Энтона Глена до советской историографии. А. Каменский отметил особый интерес научного общества к истории России XVIII века, поэтому, когда был создан формат конференций, поступило около 150 заявок для участия. Лектор выявил множество проблем, с которыми может столкнуться исследователь, изучая XVIII век: большое количество источников и публикаций, акценты и смещения советской историографии, отсутствие обобщающей монографии. Коренной перелом, по мнению лектора, произошел во время перестройки в СССР. В 80-ые и 90-ые годы в историографии произошла реабилитация имперского прошлого страны и появились монографии таких авторов, как Е. Анисимов (ординарный профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), Н. Павленко, и были разрушены казавшиеся незыблемыми концепции.
В ходе лекции А. Каменский выявил главную проблему в работе с источниками XVIII века, а именно: многие исследователи полагают, что общество того времени понятное и близкое к модерному, в то время как, на самом деле, тяжело понять логику того общества. Автор отмечает, что в источниках наблюдается отсутствие четких границ между сословиями и, как следствие этого, появляются непонятные «самоназвания» людей, неясно, как люди сами видели себя. Так, например, лектор отметил, что в источниках часто встречаются непонятные слова («жилец», «дьячков зять»), когда в человеке соединяются две идентичности. Однако, автор нашел решение данной проблемы в использовании копий векселей, расписок, в которых обычные люди сами писали о себе.
В результате обсуждения, А.Каменский пришел к выводу, что для понимания имперскости следует заниматься социальной историей особенно в такой важной для России период, когда активно развивалась наука и просвещение, возникли профессии и категория свободного времени, реформировались все сферы жизни. Также докладчик предоставил слушателям возможность обсудить вопрос социальных структур XVIII века.