Пленарный доклад Николая Ссорина-Чайкова в рамках X Сибирских чтений
24 октября 2016 года Николай Владимирович Ссорин-Чайков представил свой пленарный доклад на тему "Бригадир сердится: введение в антропологию эмоций и аффекта на севере Сибири", открывающий X Сибирские чтения "Страсть к жизни: эмоции, чувства и восприятие на Севере и в Сибири". Международная конференция организована Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.
Пленарный доклад рассматривает так-называемый “аффективный поворот” в антропологии, опираясь на современные направления в этой области и на полевой материал автора, собранный на севере Красноярского края. Доклад представляет собой введение в конференцию, посвященную новым направлениям антропологии Сибири и, в частности, следующим вопросам: Привычны категории описания аборигенных культур Севера и Сибири как основанных на рациональном и технологичном знании и окружающий ландшафт и умении общаться с невидимым миром. Но что значит в этих культурах смеяться и плакать, что значит надрывно кричать и говорить шепотом? Это вопросы, которые задаются в сибирской антропологии не столь часто. Еще реже мы можем встретить анализ представлений о приязни или неприязни, о любви или ненависти. Как можно ответить на эти вопросы, не прибегая к психологическим и метафизическим интерпретациям, а отдавая предпочтение логике этнографического анализа?
X Сибирскиe чтения «Страсть к жизни: эмоции, чувства и восприятие на Севере и в Сибири»
С 24 по 26 октября в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге состоится международная научная конференция X Сибирские чтения «Страсть к жизни: эмоции, чувства и восприятие на Севере и в Сибири». О чем эта конференция? Рациональны и технологичны, знающие окружающий ландшафт и умеющие общаться с невидимым миром – таковы привычные категории описания аборигенных культур Севера и Сибири. Что значит для них смеяться и плакать, что значит надрывно кричать и говорить шепотом? Это вопросы, которые задаются в сибирской антропологии не столь часто. Еще реже мы можем встретить анализ представлений о приязни или неприязни, о любви или ненависти. Какова она – любовь по-эскимосски или по-русски, по-ненецки или по-эвенкийски? Как о ней говорят и как её воспринимают те, кто живет и работает на Севере? Как можно ответить на эти вопросы, не прибегая к психологическим и метафизическим интерпретациям, а отдавая предпочтение логике этнографического анализа? Не менее важно проанализировать, каким образом эмоции связаны с движением, и шире - номадизмом, с технологическими изменениями и освоением ландшафта. Эти вопросы вынесены в центр предстоящей конференции “Сибирские чтения”.