Стандартизация и технологии: семинар ЦИИ
21 апреля 2015 года в Центре Исторических Исследований Департамента истории состоялся рабочий семинар в рамках коллективного исследовательского проекта «История технологий и инфраструктур в России и СССР», поддержанного Программой фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, под руководством д.и.н. Е. В. Анисимова и к.и.н. Ю. А. Лайус.
Семинар, рабочим языком которого был английский, был посвящен изучению истории стандартизации в XIX веке и рассмотрению роли технологий в период Холодной войны. В обсуждении приняли участие стажеры-исследователи проекта – студенты второго и третьего курсов, молодые сотрудники и преподаватели департамента. Приглашенными гостями стали доктор Джонатан Олдфилд, специалист по изучению российской окружающей среды, Университет Бирмингема (Англия) и Алан Ро, аспирант Университета Джорджтаун (США).
Рабочий семинар основывался на обсуждении статей Лорана Тиссо “How did the British conquer Switzerland? Guidebooks, railways, travel agencies, 1850-1914”, вышедшей в свет в 1995 году в “The Journal of Transport History”, и ФрэнкаН.Лейрда“Constructing the Future: Advocating Energy Technologies in the Cold War”, опубликованной в 2003 году журналом“Technology and Culture”.
В первой части семинара обсуждался тезис Лорана Тиссо о том, что британские авторы путеводителей в Швейцарию, а затем и британские туристические фирмы (среди которых особо выделяется фирма Томаса Кука) совершили «туристическую экспансию» Швейцарии, фактически с нуля создав предпосылки для возникновения и успешного функционирования туристической инфраструктуры (железные дороги, гостиницы, транспортные компании) в этой стране. Участники семинара обсудили вопрос о том, является ли эта форма деятельности особой формой «колонизации» и пришли к выводу о том, что лучше избегать этого определения хотя бы потому, что эта «экспансия» была очень выгодна как для британских, так и для швейцарских акторов. Были проведены интересные сравнения между британскими и российскими путеводителями XIX века. В ходе дискуссии был сделан вывод о том, что если для британских туристических изданий можно выделить три поколения, три ступени развития путеводителей (от художественного стиля изложения путешествия к прагматичным и лаконичным справкам с точной информацией), то у российских изданий выделить иерархию невозможно, так как параллельно существуют разные стили и видения того, чем должен быть путеводитель или дорожник. Также участники семинара обсудили значения терминов «guidebook» и «travelbook» в сравнении с российскими терминами «путеводитель» и «дорожник». Было отмечено, что в Британии существовала возможность провести границу между «guidebook» и «travelbook», так как было общее понимание того, что «travelbook» - это художественное повествование о каком-то регионе, маршруте, а «guidebook» - это практическая справочная книга туриста. Что касается России, то вне зависимости от того, как называлось издание, содержание могло не соответствовать обложке. Это было связано как с отсутствием какого-либо стандарта в подобного рода произведениях, так и с тем, что на огромном пространстве России трудилось огромное количество разных авторов, которые занимались самыми разными регионами и имели собственное представление о том, как должен выглядеть дорожник.
Во второй части семинара участники обсудили статью Фрэнка Н. Лейрда “Constructing the Future: Advocating EnergyTechnologies in the Cold War”, посвященную развитию технологий в Америке во время Холодной войны. В своей статье автор показывает наличие прочной взаимосвязи между развитием технологий и решениями, принимаемыми американским правительством во второй половине 20-го века. Заинтересованность американского общества в использовании возобновляемых ресурсов (солнечная и ветровая энергия) Лейрд связывает не только с энергетическим кризисом прошлого века, но с определенной задачей, которая стояла перед политиками, по созданию нового общества будущего. Таким образом, как показывает в своей работе Лейрд, вопрос развития технологий зависел не только непосредственно от ученых, но и от того, что хотело общество, и было ли правительство готово ему это дать, а технологическая история была неразрывно связана с политическими и социальными аспектами. Также участники семинара обсудили, можно ли рассуждать о подобной взаимосвязи технологий и политики в СССР в период Холодной войны, а также какую роль играли технологии в Советском Союзе. Участники отметили схожесть ситуации развития технологий, рассмотренной в статье Лейрдом, с тем, как развивались технологии в Советском Союзе в тот же период. Технологии во время Холодной войны были одним из главных факторов успеха и престижа государства на мировой арене, поэтому своевременное их развитие обеспечивало тому или иному государству (а в условиях биполярности мира это было особенно актуально для СССР и Америки как для ведущих мировых держав) не только решение внутренних проблем, но и определенный статус, а также новые политические связи в мире. Например, многие технологии успешно транслировались в страны Третьего мира на протяжении всей Холодной войны как со стороны Америки, так и СССР, что позволяло заручиться политической поддержкой государств и одновременно оказать помощь в развитии нуждающимся странам. Таким образом, в ходе обсуждения был сделан вывод о том, что Холодная война влияла самым непосредственным образом на развитие технологий в СССР и Америке и нельзя рассматривать технологическую историю в отрыве от социальных и политическим аспектов, характерных для того или иного исторического периода.
Отчет подготовили С. Михайлов, А. Владимирова, И. Федорова, М. Иванова