We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Practical Sociology in Educational Administration

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина даёт обучающимся знания и навыки, которые позволяют им выявлять в ситуациях принятия управленческих решений аспекты, затрагивающие различные интересы участников этих ситуаций, могущие вызывать разное и неочевидное их поведение. Большая часть рассматриваемых ситуаций относится к уровню образовательной организации и окружающей его социальной среды. В нескольких случаях обучающиеся получают возможность рассмотреть в событиях на уровне коллективов проявления процессов более высокого уровня - от города до субъекта Федерации, т.е. общесоциальные (например, снижение авторитетности профессии учителя, неизбежные следствия роста доступности образования всех уровней и связанных с этим несовпадающих, асинхронных изменений в системе социальных норм общества). Методы практического использования социологического знания изучаются с упором на понимание содержательных аспектов показателей и процедур оценки состояния и взаимосвязей объектов управления, тенденций их изменения. Учащиеся научаются при постановке задач педагогического, экономического, управленческого и иного изучения образовательных систем выявлять задачи, которые можно и нужно решать с использованием методов социологии. Особо рассматриваются приёмы доработки результатов социологической работы для использования специалистами и руководителями без социологической квалификации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирования компетенций: оценивает необходимость использования социологической информации для обоснования управленческого решения; находит в разных источниках такую информацию или возможность её получения и оценивает её надёжность (соответствие современным требованиям технологий сбора, анализа и интерпретации полученных данных); делает выводы для обоснования управленческого решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет в реальной структуре ситуаций, для которой вырабатываются управленческого решения, элементы и связи, нуждающиеся в привлечением социологических знания и информации.
  • Использует критерии качества инструментов социологических исследований, проведения выборок, применяя их на практике на всех стадиях исследований.
  • Использует социологические данные для обоснования и формулирования управленческих задач и решений.
  • Описывает управленческую ситуацию в понятиях социологии, позволяющих провести поиск нужной информации.
  • Оценивает субъектов /акторов и агентов/ управленческой ситуации по полноте информации об их имеющихся интересах, готовности к действиям, возможным реакциям на изменения условий и норм деятельности.
  • Применяет основные методы обработки данных Qual в социологических, экономических и других исследованиях
  • Применяет основные методы обработки данных Quan в социологических, экономических и других исследованиях.
  • Применяет основные типы безопросных методов социологического исследования.
  • Применяет основные типы социологического опроса и наблюдения.
  • Разрабатывает план работы по базовой структуре социологического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
  • Термины социологии – как говорят о жизни социологи?
  • Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения.
  • Организация социологической работы по задачам разных типов.
  • Методы работы социологов без опросов и специальных наблюдений.
  • Методы cоциологических опросов и наблюдений (СОиН)
  • Обеспечение качества социологического исследования на разных стадиях его проведения.
  • Обработка собранного о качествах субъектов, их отношениях и обстоятельствах жизни (Qual).
  • Обработка собранных данных об интенсивности качеств субъектов, влияния их друг на друга и зависимости от обстоятельств жизни (Quan).
  • Перевод социологических результатов в категории управленческих действий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1 "Какому термину социологии соответствует описанный кейс?"
    Тест из 17 вопросов на 20 минут. Предлагается описание повседневного явления, события, требуется выбрать социологические термины из 17 предложенных, которые отражают данное явление . Вес в накопленной оценке 0,1.
  • неблокирующий Проект: Схема-программа проведения исследования.
    Вес в накопленной оценке 0,39
  • неблокирующий Тесты - после каждой из 8 тем студент задает по 2 вопроса
    Вес в накопленной оценке общий - 0,16; вес вопросов к одной теме - 0,02
  • неблокирующий Экзамен в форме устной защиты проекта
    Экзамен проводится устно он-лайн в Teams. Вес в накопленной оценке 0,35.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.16 * Тесты - после каждой из 8 тем студент задает по 2 вопроса + 0.35 * Экзамен в форме устной защиты проекта + 0.1 * Тест 1 "Какому термину социологии соответствует описанный кейс?" + 0.39 * Проект: Схема-программа проведения исследования.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • , Осипов А. М. [и др.] ; Под ред. Осипова А.М. - СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 365с. - ISBN: 978-5-534-07474-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-obrazovaniya-452870

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология образования : учебно-методическое пособие, Вейхер, А.А., 2014

Авторы

  • Вейхер Андрей Алексеевич