• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
The Russian Civil War after 100 Years: Within and Beyond the Historiographical Front Lines

Alexander V. Reznik.

Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2024. Vol. 25. No. 3. P. 644-658.

Book chapter
Individualism and Psychology in the Auto/Biography of Lev Trotsky, 1900–20s

Alexander V. Reznik.

In bk.: Revolutionary Biographies in the 19th and 20th Centuries: Imperial – Inter/national – Decolonial. Göttingen: V&R Unipress, 2024. P. 17-34.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

History in a Changing World

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

При освоении дисциплины «История в меняющемся мире» решаются следующие задачи: раскрываются базовые понятия исторической науки и ее понятийно-категориальный аппарат; рассматриваются этапы эволюции исторического знания и процесс становления исторической науки; демонстрируются основные направления (области исследования) исторической науки XX – начала ХХI вв.; раскрывается особенность взаимоотношений исторических знаний и массового общественного сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «История в меняющемся мире» дать студентам общее систематизированное представление о характере исторических знаний, их функциях и циркуляции в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в государственной и публичной сферах; дать представление о разнообразных направлениях современных исторических исследований и помочь студентам сформировать понимание широкого поля глобальной, сравнительной и транснациональной истории, а также подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит и правильно истолковывает содержание понятия "историческая память". Знает историю возникновения этого термина, объясняет причины и следствия его использования. Знает различные виды публичной истории и их особенности, оценивает их перспективы. Применяет этот материал для анализа масс-медиа
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории идей и интеллектуальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории искусства. Объясняет причины и следствия "визуального поворота". Видит преимущества и недостатки нового подхода. Оценивает его значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории науки. Знает историю, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит особенности направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины демографической истории и истории семьи. Знает основные этапы их возникновения и развития, оценивает значимость для понимания современных процессов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории женщин и гендерной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений, видит различия между ними, их преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории культуры и новой культурной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории эмоций и истории тела. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений. Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины исторической антропологии. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины политической истории. Проводит различия между различными подходами этого направления. оценивает значимость различных подходов к политике. Видит достоинства и недостатки подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины экономической истории. Оценивает значимость этого направления. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, дискуссии социальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, которыми оперируют история империй и история наций и национализма. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с "лингвистическим поворотом" в историографии. Знает историю возникновения, объясняет причины и следствия возникновения "лингвистического поворота". Видит преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с микроисторией. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Знает особенности различных подходов в истории повседневности.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины перемен историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость для понимания современной эпохи.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Знает историю возникновения и развития экологической истории, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Воспроизводит основные понятия, термины. Оценивает значимость.
  • Знает некоторые наиболее значимые работы по исторической географии. Объясняет причины и следствия возникновения "пространственного поворота" в исторической науки. Видит его преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Студент воспроизводит основные понятия исторической науки. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует эти понятия в исследовательских ситуациях.
  • Студент воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Студент объясняет причины и следствия возникновения устной истории как особого направления. Знает эволюцию этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Применяет теории для анализа устных источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука.
  • Культура исторической памяти и публичная история
  • История исторического знания.
  • Движущие силы и действующие лица (акторы) исторического процесса.
  • Структура и логика историко-научного исследования.
  • Политическая история
  • История идей. Интеллектуальная история.
  • Историческая антропология.
  • Лингвистический поворот в истории
  • История культуры и новая культурная история
  • История искусств и «визуальный поворот» в истории.
  • Империи и нации в историческом процессе.
  • Экономическая история.
  • Социальная история
  • Историческая демография и история семьи
  • История женщин и гендерная история.
  • История повседневности и микроистория
  • История науки
  • Социальная история медицины и история тела
  • История окружающей среды и взаимодействия человека с ней
  • Географическое пространство и историческая наука. «Пространственный поворот».
  • История образования, история чтения.
  • Устная история.
  • История эмоций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах. Обсуждают рекомендованную к занятию литературу. Отвечают устно на поставленные вопросы. Оценивается активность работы студента, знание и понимание прочитанного, полнота ответов.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в LMS и содержит 30 вопросов. На выполнение теста отводится 40 минут.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в LMS и содержит 20 вопросов. На выполнение теста отводится 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    1 * Тест
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * Тест + 0.5 * Участие в дискуссиях на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Буллер, А.  Введение в теорию истории + допматериал в ЭБС : учебное пособие для вузов / А. Буллер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05911-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454809 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Володихин, Д. М.  Историография истории России. Выдающиеся историки XVIII—XX веков : учебное пособие для вузов / Д. М. Володихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07303-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450553 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика, Репина, Л.П., 2011
  • История исторического знания : Учеб. пособие для бакалавров, Репина, Л.П., 2013
  • Соколова, М. В.  Теория и методология истории. Историческая память : учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437272 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Теория и методология истории : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432123 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов, А. Б.  История исторической науки. Современные западные направления : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Б. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 166 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07481-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437270 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Лоскутова Марина Викторовна
  • Хряков Александр Васильевич