• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns
In press

Belan M.

Slavonic and East European Review. 2024. Vol. 102. No. 2.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Social History of Europe

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
4 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социальная антропология, Источниковедение и информационные ресурсы истории, Теория и история исторических знаний, Европа V-XVII веков, История государства Российского, Глобальная и сравнительная история, Научный семинар, История науки и техники. Для освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: студенты должны иметь представление об основных событиях и процессах отечественной и всемирной истории в новое и новейшее время, истории становления исторической науки как специальной области знаний , методы ее исследования; Студенты также должны уметь работать с научной и справочной литературой, иметь базовые навыки анализа научной исторической литературы, а также логичного и последовательного изложения изучаемой литературы в устной и письменной форме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными проблемами социальной истории Европы нового и новейшего времени.
  • Ознакомление студентов с основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной социальной истории, а также с методами исследования в этой области.
  • Отработка и развитие у студентов умений анализировать специальную историческую и историко-социологическую литературу в области социальной истории.
  • Отработка и развитие у студентов умения составлять письменные обзоры (рефераты) научной литературы, вести научную дискуссию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает основные социальные процессы и события истории Европы XVI – ХХ вв.
  • Анализирует, обобщает и оценивает специальную литературу по социальной истории Европы раннего Нового, Нового и Новейшего времени, формулирует и аргументирует собственную позицию по дискуссионным проблемам социальной истории Европы XVI – XX вв., корректно применяет понятийный аппарат и основные концепции социальной истории
  • Демонстрирует навыки реферирования научной литературы, исследовательской работы с электронными библиотечными каталогами и базами данных, сетевыми ресурсами, профессиональной публичной дискуссии и презентации результатов иссле-дования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человеческая жизнь и окружающая среда в Европе в раннее Новое время
  • Экономика и технологии в Европе XVI–XVIII вв и их влияние на общество
  • Социальные структуры в Европе раннего Нового времени
  • Семья, женщина и ребенок в Европе раннего нового времени
  • Промышленная революция и урбанизация Европы в конце XVIII-XIX вв.
  • Новые и старые социальные группы в городе и деревне XIX в.: дворянство, крестьянство, буржуазия, рабочий класс, трансформация традиционных ремесел
  • Демографическая история Европы XIX в., социальная история семьи. Изменения в отношении к ребенку. Положение женщины и «женский вопрос» в Европе XIX в.
  • Образование, наука и культура в Европе XIX в
  • Население Европы XX в., демографические показатели, семья и домохозяйство
  • Социальная стратификация и социальная мобильность в Европе ХХ в.,
  • Труд, отдых и потребление в Европе XX в.
  • Социальное государство в Европе ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Руководство семинаром
  • неблокирующий Участие в обсуждении на семинарах
  • неблокирующий Тест
    Тест из 20 вопросов по материалу прослушанных лекций. Студент выбирает один или несколько правильных ответов из 4 возможных или вписывает пропущенное слово. Время на прохождение теста 50 минут. Не разрешается пользоваться конспектами, справочниками или любой литературой, а также смартфоном или ПК.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Устный ответ на 1 вопрос из заранее известного списка вопросов. Выбор вопроса определяется вытянутым билетом. Студент может отказаться отвечать на вопрос и вытянуть другой билет, но только 1 раз, при этом оценка за ответ снижается на 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Участие в обсуждении на семинарах + 0.3 * Устный экзамен + 0.2 * Руководство семинаром + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Новая историческая наука" и социальная история, Репина, Л. П., 1998
  • Hopkins, E. (2000). Industrialisation and Society : A Social History, 1830-1951. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=60622
  • Tomka, B. (2013). A Social History of Twentieth-Century Europe. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549103

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daunton, M. (2007). Wealth and Welfare: An Economic and Social History of Britain 1851-1951. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198732099
  • Dunnage, J. (2002). Twentieth Century Italy : A Social History. Harlow: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=855771
  • InterDisciplines, B. (2019). Social History - Historical Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7498A8C3
  • Magraw, R. (2014). France, 1800-1914 : A Social History. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816890
  • Royle, E. (2012). Modern Britain Third Edition : A Social History 1750-2011 (Vol. 3rd ed). London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=435126
  • Shubert, A. (1992). A Social History of Modern Spain. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=97498
  • Австрийский Ренессанс : интеллектуальная и социальная история Австро - Венгрии, 1848 - 1938 гг., Джонстон, У. М., 2004
  • Социальная история Англии, Тревельян, Д. М., 1959
  • Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократ. сем... : в 2-х тт., Миронов, Б.Н., 1999