• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns
In press

Belan M.

Slavonic and East European Review. 2024. Vol. 102. No. 2.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Essays on the Visual History of Russia: a Visual Explosion from Engraving to Poster

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Спецкурс посвящен визуальным аспектам нескольких знаковых для отечественной истории войн: Крымской (1853–1856), Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1917–1922). История любой войны сама по себе необъятна для учебного курса — как по набору возможных аспектов рассмотрения, так и по сопоставлению внешнего и внутреннего дискурсов о войне. Курс проблематизирует визуальное как важнейший исторический источник — иными словами, в серии компаративистских экскурсов история России будет рассмотрена сквозь призму визуальных источников, начиная со второй половины девятнадцатого века и до первой четверти века двадцатого. В России визуальные исследования пока только в стадии своего становления, причем здесь заметнее деятельность скорее культурологов, нежели историков. Между тем еще 250 лет назад Уильям Хогарт констатировал: «Наглядный показ более убедителен для разума <...>, чем всё, что [можно прочесть] в тысячах томов». Эти слова уместно поставить эпиграфом к курсу. А вторым эпиграфом могут стать слова блестящего исследователя Первой мировой войны, филолога/историка/антрополога Пола Фассела: «Первой жертвой войны всегда становится истина…» В рамках курса будет осуществлено «медленное чтение» таких разнообразных визуальных произведений как гравюра, карикатура, плакат, открытка, обложка — каждый из этих артефактов будет показан как важный исторический источник соответствующей эпохи, способный нести информацию, недоступную традиционным (словесным) текстам и документам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня историко-культурной компетенции; получение навыков критического чтения визуальных текстов
  • Создание у слушателей представления о работе с визуальным артефактом как с историческим источником. Формирование навыков дешифровки, критики и сопоставления визуальных источников. Проблематизация аутентичности визуального документа
  • Демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией). Демонстрация того, что построения, основанные на вторичных воспроизведениях, чреваты вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудноверифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике
  • Одна из задач спецкурса — наглядно показать будущим историкам, что любая гравюра, карикатура, плакат (афиша), открытка, журнально-газетная иллюстрация, а также этикетка или даже шрифт (шрифтовая гарнитура) — это визуальный слепок времени, ценнейший исторический и культурологический материал, способный быть более информативным, нежели традиционные документы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навыки подготовки собственного исследования визуального артефакта — в виде доклада и/или эссе.
  • Навыки поиска визуальной информации. Навыки критики визуальных документов.
  • Предполагается, что слушатели обретут (или разовьют) навыки «искусства видеть» на весьма широком визуальном материале — позволяющем полнее и адекватнее воспринимать ту или иную историческую эпоху.
  • Умение анализировать визуальный артефакт как многоуровневое свидетельство об ушедшем времени или о текущем историческом этапе.
  • Ожидается, что слушатели получат импульс к самостоятельной исследовательской работе с визуальными артефактами, их поиску, классификации, а также умению работы с библиографией и соответствующими справочниками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Крымская война (1853–1856)
  • Русско-японская война (1904–1905)
  • Первая мировая война (1914–1918)
  • Две русских Революции и Гражданская война (1917–1922)
  • Визуальная археология. Интертекстуальность и визуальность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный мини-доклад
    В течение модуля каждый студент должен выступить с мини-докладом (либо вместо доклада можно выбрать письменное эссе в котором представить свои наблюдения и рефлексии и/или находки в области визуальности. Длительность выступления 15–20 минут.
  • неблокирующий Письменная работа (эссе)
    Тема письменной работы предлагается самим студентом и согласовывается с преподавателем. Допускается любой жанр текстов: эссе, статья, библиографический обзор, рецензия, etc. Письменная работа (объем не менее 10 000 знаков) должна продемонстрировать уровень рефлексии при работе с визуальными артефактами. (Если же работа представляет собой библиографический свод или обзор — тогда главной задачей будет продемонстрировать навык поиска соответствующей литературы)
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает разнообразное участие студентов — обсуждение прочитанных текстов, обсуждение визуальных артефактов, представление результатов самостоятельного поиска визуальной информации, ответы на вопросы, постановка вопросов, а также выступление с мини-докладом
  • неблокирующий Устный экзамен
    Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе. Студенты должны подготовить в течение модуля один доклад или эссе, а также демонстрировать активность в ходе семинаров. Итоговая оценка определяется как средняя за доклад/эссе и экзамен, с учетом работы на семинарах: 30% = работа в аудитории, 30% = доклад или письменная работа, 40% = экзамен. Учитывая краткость спецкурса (8 занятий), промежуточные оценки за доклад или аудиторную активность не выставляются. (Студенты должны подготовить в течение модуля один доклад или эссе, а также демонстрировать активность в ходе семинаров). Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе. Итоговая оценка определяется как средняя за: 1) доклад либо эссе; 2) экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БОЙЦОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА. (2011). Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / edited by v. Kivelson, J. Neuberger. New Haven; L. : Yale university Press, 2008. 284 p. ; Ill. Русский комикс: сб. Статей / идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. М. : новое литературное обозрение, 2010. 352 с. , ил. , суперобложка-плакат. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE5052BA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка, Анисимов, Е.В., 2013