• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

History of Imperial Russia

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен периоду российской истории со времени правления Петра I до 1917 г., когда Россия была объявлена империей и постепенно вошла в число великих держав того мира. В отличие от учебной литературы уровня средней школы материал курса построен по проблемному принципу, когда изучаются не отдельные события в хронологической последовательности, а общие процессы, касающиеся жизни страны на протяжении значительных временных отрезков и позволяющие дать сущностную характеристику Российской империи. Понимание имперского прошлого России невозможно без ретроспективы в более ранние периоды отечественной истории и элементов сравнения с ведущими европейскими державами того времени. Также в подаче материала будет часто присутствовать историографическая составляющая, призванная показать, что даже по важнейшим вопросам истории императорский России в современной историографии присутствуют разные точки зрения и оценки. Курс рассчитан на студентов бакалавриата, уже обладающих знаниями соответствующего уровня по более ранней истории России, а также по истории европейских стран, имеющих навыки самостоятельной работы над исторической литературой и источниками. Слушателям курса предложен для освоения список обязательной и рекомендуемой литературы на русском языке, включая исторические источники и исследования. Важное значение придаётся самостоятельной работе студентов, которая состоит из подготовки к семинарским занятиям, знакомство с историографией и источниками по истории империи, участии в обсуждении вынесенных на семинарские занятия вопросов. Предполагается, что каждый студент должен хотя бы раз подготовить обстоятельную презентацию, раскрывающую суть значительной исторической проблемы, и выступить с ней на семинаре. Итоговая индивидуальная оценка каждого студента складывается на 50% из ответа на устном экзамене, на 50% (по 25) – по результатам работы на семинарских занятиях и итогах двух письменных контрольных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представление истории Российской империи как целостного набора универсальных процессов, свойственных и для других империй Нового времени, в динамике, что позволяет формулировать научные проблемы и пытаться отвечать на них на современном уровне исторического знания. Проблемный подход должен подвести студентов к пониманию об универсальности исторического процесса и о его своеобразии как уникальном наборе общих чёрт и явлений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сформировать представление об истории Российской империи XVIII-XX веков как целостном процессе развития государства и общества.
  • Представлять основные черты сходства и различия в историческом развитии России по сравнению с крупнейшими европейскими странами той эпохи.
  • Знать основные проблемы европейской истории, истории России имперского периода и литературу, их освещающую.
  • Уметь самостоятельно находить необходимую информацию по различным аспектам российской и европейской истории XVIII- начала ХХ века; ориентироваться в основных дискуссионных вопросах истории Европы и России.
  • Системное знание истории Российской империи как сочетании традиций и инноваций в противоречивом процессе модернизации государства, общества и экономики под влиянием заимствований чужого, прежде всего, европейского опыта на багаже национально-государственных традиций.
  • Представлять историческое развитие России в контексте историографии.
  • Понимать ретроспективы и последствия наиболее существенных проблем в истории Российской империи.
  • Уметь самостоятельно находить необходимую информацию по различным аспектам российской истории XVIII-начала ХХ века.
  • – Студент умеет на фактическом материале раскрывать основные проблемы истории Российской империи – Студент умеет ориентироваться в основных дискуссионных проблемах Российской империи и имеет общие представления об их историографии.
  • – Студент умеет аргументированно представить историю Российской империи XVIII-XX веков как целостный процесс развития экономики, государства и общества. – Студент умеет выделять основные черты сходства и различия в историческом развитии России по сравнению с крупнейшими европейскими странами той эпохи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство с историографией и ключевыми нарративами об истории Российской империи
  • Трансформация от «пороховой империи» к «современному государству»
  • Трансформация от «современного государства» к «современной империи»
  • Дилемма стабильности и прогресса: империя и реформы, XIX век
  • Империя и революция: Революционное движение в имперском обществе до эпохи массовой политики
  • XX век: империя в эпоху массового общества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарская работа
  • неблокирующий Устный доклад на одном из семинаров
    В рамках семинарских занятий каждому студенту будет предоставлена возможность сделать устный доклад по дополнительной литературе (состав докладчиков определяется на предшествующем семинаре). Студенту необходимо ознакомиться с работой, рассказать остальным участникам семинара основную информацию о ней: авторство, историографический контекст написания работы, ключевой аргумент работы, источниковая база работы, вклад работы в историографическое поле.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
  • неблокирующий Контрольная работа по материалам лекций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.6 * Контрольная работа по материалам лекций + 0.4 * семинарская работа
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * 2022/2023 учебный год 1 модуль + 0.5 * Итоговая письменная работа + 0.2 * Устный доклад на одном из семинаров + 0.2 * семинарская работа