• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Old Russian

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Древнерусский язык Тип дисциплины: обязательная Требования к уровню знаний студентов, необходимых для освоения дисциплины (пререквизиты): - Объем з.е.: 6 Описание курса: Целями освоения дисциплины являются: 1. усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики; 2. развитие представлений о фонетическом и грамматическом строе русского литературного языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами; 3. формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв. 4. усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы 5. усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; усвоение студентами знаний о законах и принципах развития языка (на материале истории русского языка); формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в древнерусском летописании. Ознакомлен с Новогородским летописанием как образцом непрерывной аналитической традиции.
  • Понимает особенности языка древнерусского делопроизводства. Знает и умеет читать главный памятник светского законодательства Киевской Руси, ориентируется в истории его кодификации. Имеет представление о взаимодействии древнерусской и западноевропейской традиций в формуляре торговых договоров Смоленска XIII в
  • Студент знает историю напряжённых фонем переднего и непереднего ряда. Способен распознавать лексически и стилистически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в заимствованиях и книжной лексике. Знает историю фонем «ять» и ее отражение в памятниках письменности.
  • Студент знает категории и склонения древнерусского существительного. Ориентируется в направлениях унификации типов склонений в истории русского языка. Знаком с историей звательного падежа и развитием категории одушевленности.
  • Студент знает периодизацию истории русского языка, ориентируется в древнейших письменных памятниках по истории русского языка. Различает жанры и регистры древнерусской письменности раннего периода. Понимает влияние современных диалектов на реконструкцию древнего языкового состояния. Различается славянские заимствования в финноугорские языки и славянские формы в византийской письменности.
  • Студент знает правило Гавлика, умеет применять. Ориентируется в этапах падения редуцированных. Знает исключения из правила Гавлика. Читает и анализирует употребление редуцированных в различных источниках. Студент свободно ориентируется в системе согласных звуков древнерусского языка. Понимает звуковую систему древнерусского языка после падения редуцированных. Знает основные отличия древнерусского языка от старославянском на фонетическом уровне.
  • Студент знает проблему позднепраславянских числовых обозначений как особой части речи. Отличает простые числительные от составных.
  • Студент знает фонетическую систему древнерусского языка, основные фонетические законы. Способе читать простые тексты с опорой на знания о звуковой системе.
  • Студент имеет представление о возникновении славянской письменности и месте древнерусского языка в системе других славянских языков.
  • Студент имеет представление о словарном запасе древнерусского языка и его развитии. Ориентируется в развитии словарного состава языка. Понимает причины и основные направления развития словарного состава языка. Знает процесс словообразования в древнерусском языке, распознает заимствования из других языков.
  • Студент имеет представление об истории глагольных времен. Ознакомлен с проблемой восточнославянского имперфекта. Знает об утрате аориста и обобщении перфекта как универсальной формы прошедшего времени
  • Студент ориентируется в диалектном членении в древнерусском языке
  • Студент ориентируется в истории аканьи и явлении редукции в истории русского языка. Способен оперировать гипотезами о возникновении аканьи. Знает хронологию и региональную стратификацию процесса развития аканья
  • Студент ориентируется в исторических изменениях в области согласных.
  • Студент осведомлен об истории местоимений и прилагательных. Ориентируется в истории форм личных и неличных местоимений. Понимает диалектные различия в членных формах. Ориентируется во взаимодействии местоименной и адъективной словоизменительных парадигм.
  • Студент понимает структуру простого предложения в древнерусском языке, знает средства выражения подлежащего и простого сказуемого. Способен осуществить согласование сказуемого с подлежащим. Понимает особенности управления в древнерусском языке.
  • Студент понимает структуру сложного предложения в древнерусском языке, знает средства выражения подлежащего и простого сказуемого.
  • Студент свободно ориентируется в системе согласных звуков древнерусского языка. Понимает звуковую систему древнерусского языка после падения редуцированных. Знает основные отличия древнерусского языка от старославянском на фонетическом уровне. Студент ориентируется в исторических изменениях в области согласных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История глагольных времён
  • Диалектное членение в древнерусском языке
  • Простое предложение в древнерусском языке
  • Сложное предложение.
  • Язык древнерусского делопроизводства
  • Словарный состав древнерусского языка и его развитие.
  • Место древнерусского языка в системе других славянских языков. Возникновение славянской письменности.
  • Источники по истории языка
  • Исходная фонетическая система древнерусского языка.
  • Падение редуцированных и его последствия.
  • Система согласных звуков древнерусского языка.
  • Исторические изменения в области согласных.
  • История аканья и явления редукции в истории русского языка.
  • Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
  • Категории древнерусского существительного.
  • История местоимений и прилагательных
  • История числительных
  • Древнерусское летописание
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется на занятиях в письменном виде. Время на выполнение - не более 60 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выдается текст и задание с грамматическими упражнениями. На выполнение дается календарная неделя.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Чтение и разбор текстов на занятиях.
  • неблокирующий Устный экзамен 3 модуля
    Выдается контрольный текст: фонетический и грамматический анализ.
  • неблокирующий Устный экзамен 4 модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Итоговая оценка за 3-ий модуль: 0,25*Контрольная работа + 0,25*Домашнее задание + 0,25*Работа на семинарах + 0,25*Устный экзамен 3 модуля
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный экзамен 4 модуля + 0.25 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burmistrovič, J. J. (2013). Почему, как и когда древнерусские палатализованные согласные изменились в палатальные? ; Počemu, kak i kogda drevnerusskije palatalizovannyje soglasnyje izmenilis’ v palatal’nyje?
  • Gonneau Pierre. (2005). Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.Словарь русского языка XI-XVII вв., sous la direction de R. I. Avanesov. Revue Des Études Slaves, 76(1), 62–63.
  • Oleg F. Zholobov. (2017). Old Slavic Sermon Language: The Extraordinary Nature of Verb Morphology in Cyril Turovskij’s Homilies. Slovene, 6(2).
  • Валерий Чекмонас. (1999). Аканье и яканье в говорах Псковского района (современное состояние и проблемы истории). Slavistica Vilnensis, 48(2). https://doi.org/10.15388/SV.1999.23158
  • Глухов, В. (2008). Генезис Уголовного Правосознания: Византийская Эклога И Славянская Кормчая. Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные Науки, 2.
  • Дзиффер, Д. (2013). Язык И Стиль Слова “О Законе И Благодати.”
  • Дзиффер, Д. (2013). Язык И Стиль Слова “О Законе И Благодати.” УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, 155(5).
  • Дыбо, В. (2013). Диалектное Членение Праиндоевропейского По Акцентологическим Данным.
  • Дьячкова, И. (2009). Собирательные Числительные В Русском Литературном Языке Xviii Века.
  • КАВЕРИНА ВАЛЕРИЯ ВИТАЛЬЕВНА, & ЛЕЩЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА. (2008). Буква «Ять» как идеологема российского дискурса на рубеже XIX-XX вв.
  • Климова, Ю. (2008). Русские имена прилагательные: атрибутивная картина мира. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, 69.
  • Ладыженский, И. (2011). К исторической фонетике древнерусского языка: ассимилятивное смягчение согласных в некоторых рукописях XIV в.
  • Латвийский университет. (1991). Славянская филология: Имя и глагол в исторической перспективе. Латвийский университет.
  • Маркова, Т. (2013). Древнерусский Перфект В Аспекте Реализации Функционально-Семантической Категории Темпоральности. Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета, 1.
  • Никитин А.Л. (n.d.). Новгородская Первая Летопись И Ее Изводы.
  • Норманская, Ю. (2008). Марийские редуцированные гласные первого слога - современная инновация или прамарийский архаизм? Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета, 6.
  • Петрова, Л. Г. (2014). Целевая семантика в русском языке и разноуровневые способы их выражения: простое предложение.
  • Холявко, Е. И. (2020). Имя существительное.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Слово о полку Игореве" : взгляд лингвиста, Зализняк, А. А., 2007