• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns
In press

Belan M.

Slavonic and East European Review. 2024. Vol. 102. No. 2.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Museology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В задачи курса входит раскрытие базовых понятий и понятийно-категориального аппарата музееведения, рассмотрение этапов развития музейного дела и музееведения XVI–XXI вв., показ структуры и основных функций музеев, демонстрация спектра современных направлений исследований. В результате освоение учебной дисциплины студенты также иметь представление о герменевтике музейных экспозиций и опыт их интерпретации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основных понятий музееведения
  • Формирование представления об истории, теории и практике музейного дела
  • Знакомство с современными подходами к изучению музеев в прошлом и настоящем
  • Развитие навыка интерпретации музейной экспозиции
  • Целью курса «Музееведение» является знакомство студентов с историей музеев, практикой музейного дела и основами музееведения как научной дисциплины.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент воспроизводит принципы и процедуры фондово-хранительской, исследовательской и выставочной деятельностей музея; оценивает их значимость; применяет полученные знания для интерпретации музейных экспозиций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Основные понятия музееведения
  • 2. Современная типология и классификация музеев
  • 3. Организация музейных фондов
  • 4. Исследовательская деятельность в музее
  • 5. Музейные экспозиции
  • 6. Музейная коммуникация
  • 7. «Меняющийся музей в меняющемся мире»
  • 8. Музейное пространство Санкт-Петербурга
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание обязательной для прочтения литературы и участвовать в дискуссии по ее содержанию. Студент должен показать умение обобщать и критически анализировать заданную литературу. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, активности, качества участия в дискуссии. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае, если более половины группы не подготовились к семинару, преподаватель может дать студентам практическое задание (напр. анализ исторической фотографии музейной экспозиции). В случае пропуска занятия по уважительной причине студент имеет право отработать этот пропуск в пределах недели.
  • неблокирующий Доклад с презентацией
    Студент должен сделать доклад с презентацией на семинаре на тему герменевтики выбранной музейной экспозиции. Преподаватель оценивает самостоятельность работы, логику и аргументированность суждений, способность студента использовать музееведческие понятия и исследовательские приемы, качество презентации. В случае невозможности сделать публичный доклад, студент может подготовить эссе с электронной презентацией.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов; умение анализировать, систематизировать и обобщать информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; знание основных этапов истории музейного дела и музееведения, особенностей музейной коммуникации и проектирования экспозиции; понимание принципов хранительской и реставраторской работы, материального поворота в музееведении; представление об исследовательской работе в музее, специфике национальных музеях и их роли в исследованиях национализма; знание основных направлений и подходов в области критических исследований наследия и проблем деколонизации музеев. Допускается опрос по материалам всего курса за пределами тематики билетов. Если студент показал хорошую работу на семинарах и сделал качественный доклад с презентацией или эссе, то за экзамен выставляется автоматом отличная оценка .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Доклад с презентацией + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абдрашитова, М. А. (Чапланова М. А.). Формирование музейного пространства города: музей на службе обществу : монография / М. А. Абдрашитова (Чапланова М. А.), А. Ю. Тихонова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2020. — 118 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171060 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Музееведение, Тельчаров, А.Д., 2011
  • Нельзина, О.Ю.. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы : Монография / О.Ю. Нельзина, А.В. Окороков, Т.П. Поляков — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2019. — 312 с. — ISBN 978-5-86443-285-3. — URL: https://book.ru/book/945306 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Нечепуренко М.Ю., Привалова Ю.В. - Межкультурная музейная коммуникация - Южный федеральный университет - 2017 - ISBN: 978-5-9275-2482-2 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=339781
  • Рыбак, К.Е.. Роль и место общественных музеев в музейной сети : Информационное издание / К.Е. Рыбак — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2021. — 134 с. — ISBN 978-5-86443-346-1. — URL: https://book.ru/book/945024 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глушкова, П. В. Основные направления музейной деятельности : учебное пособие / П. В. Глушкова. — Кемерово : КемГИК, 2019. — 244 с. — ISBN 978-5-8154-0498-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156969 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Минкина, Е. В. Музееведение: Электронное учебное пособие : учебное пособие / Е. В. Минкина. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2008. — 106 с. — ISBN 978-5-94047-583-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63775 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.