• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Archaeology

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях. В результате изучения дисциплины «Археология» студенты должны знать содержание курса, в том числе фундаментальные понятия археологии, основные методы полевой и кабинетной работы археолога, ориентироваться в системе основных разделов археологической науки. Студенты должны научиться применять полученные знания для оценки достоверности сведений, черпаемых из средств массовой информации и популярной литературы, а также уметь критически оценивать использование археологических данных в аргументации выводов исторической науки и антропологии, иметь представление о возможности использования полученных знаний в профессиональной деятельности музейного работника и педагогической деятельности, ориентироваться в современном законодательстве о культурном (в т.ч. археологическом) наследии. Конкретные знания из общего курса должны быть применены и закреплены в процессе полевой археологической и музейной практик. В текущем 2020/2021 учебном году особенностью преподавания дисциплины является её перевод в дистанционный формат полностью или частично в зависимости от эпидемиологических условий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, способен сформулировать определения и установить взаимосвязи между понятиями.
  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, формулирует задачи дисциплины, определяет её предмет и объект.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, знает основные характеристики видов археологических памятников. Распознает виды археологических памятников по визуальным признакам.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру полевого исследования памятников, знает общие требования к оформлению полевой документации, способен вести полевой дневник археологической практики.
  • Студент знает основные вехи истории мировой и отечественной археологии, ориентируется в течениях, осведомлен об основных институциях и изданиях. Знает наиболее крупные археологические открытия XIX и XX вв., имена и достижения основателей археологических школ.
  • Студент знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику. Может назвать наиболее яркие археологические культуры Евразии, обозначить ведущие типы древностей, показать интерпретационные возможности археологических материалов для реконструкций в истории и антропологии.
  • Студент знает типы археологических музеев и особенности экспонирования археологических материалов, историю археологических музеев и опыт наиболее значимых из современных.
  • Студент объясняет роль археологического источниковедения и историографии для исследования. Различает особенности процедуры исторического и археологического исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях.
  • Студент способен определять основные функции археологии в современном мире, знает основы национального законодательства о памятниках археологии.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру кабинетного исследования , специфические приемы и методы кабинетной археологии
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы датирования и периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Имеет представление о принципах решения стратиграфических задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Археология как научная дисциплина.
  • Тема 2. Археологические источники.
  • Тема 3. Основные понятия археологической науки.
  • Тема 4. Виды археологических памятников, их классификация.
  • Тема 5. Методы полевой археологии.
  • Тема 6. Методы кабинетной археологии.
  • Тема 7. Синхронизация и датирование в археологии.
  • Тема 8. Основные вехи истории археологии
  • Тема 9. Основные археологические эпохи и культуры.
  • Тема 10. Археология в музеях.
  • Тема 11. Археология и современное общество.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль-работа на семинарах
    Проводится аудиторно (либо в zoom, с представлением презентации). Контроль работы на семинарских занятиях, оценка содержания и представления на семинаре доклада-реферата с презентацией, блиц-тесты с визуальным рядом до 10 вопросов. При выполнении данных заданий-текущего контроля, студент получает оценку в соответствии с критериями оценивания.
  • неблокирующий Самостоятельная письменная работа (Эссе)
  • неблокирующий Письменный экзамен/ устный экзамен
    В связи с форматом дисциплины - мкд экзамен проходит в двух форматах в зависимости от кампуса обучения. Для студентов московского кампуса: устный экзамен, для студентов кампуса СПб - письменный экзамен-тест. В обоих случаях, экзамен проводится по изученным материалам в соответствии с программой дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Самостоятельная письменная работа (Эссе) + 0.3 * Текущий контроль-работа на семинарах + 0.4 * Письменный экзамен/ устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ананьев Виталий Геннадьевич. (n.d.). История Зарубежной Музеологии Как Часть Истории Культуры: Основные Интеллектуальные Парадигмы Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fistoriya-zarubezhnoy-muzeologii-kak-chast-istorii-kultury-osnovnye-intellektualnye-paradigmy-razvitiya
  • Археология изнутри : науч.-популярные очерки, Шер, Я. А., 2009
  • Археология СССР : учеб. для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов, Авдусин, Д. А., 1967
  • Археология СССР с древнейших времён до средневековья в 20 т., Рыбаков, Б. А.,
  • Археология. В начале, Фаган Б., ДеКорс К., 2007
  • ВИШНЯЦКИЙ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ. (1999). ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ, или ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.599E3675
  • История народов России в древности и раннем средневековье : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, Петрухин, В.Я., Раевский, Д.С., 2019
  • КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF
  • Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье : Учебное пособие, Петрухин, В. Я., 1998
  • Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье, Петрухин, В. Я., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Академическая археология на берегах Невы (от РАИМК до ИИМК РАН. 1919-2014 гг.), , 2013
  • Человек в лабиринте эволюции, Вишняцкий Л.Б., 2004