• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Research Seminar 3

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар 3 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию курсовой работы. В рамках семинара студенты обучаются правильному составлению плана работы, определению ее актуальности и новизны, а также основным этапам написания работы. Результатом обучения является проект курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Совершенствование навыков научного анализа исторических источников
  • Совершенствование навыков историографического анализа
  • Совершенствование навыков постановки исследовательского вопроса и определения научной проблемы
  • Овладение первичными навыками выстраивания продуктивных исследовательских коммуникаций и презентации исследования в целом
  • Овладение первичными навыками актуализации исторического исследования в рамках своего исследовательского проекта
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с различными методами исследования социальных и гуманитарных наук и способен соотносить их возможности с доступными источниками, умеет корректно применять эти методы в своем исследовании.
  • Студент корректно определяет типы исторических источников, владеет приемами внутренней и внешней критики источника, способен самостоятельно подобрать источники по теме исследования, оценить их возможности и степень соответствия исследовательскому вопросу, обосновать приемы их анализа
  • Студент может самостоятельно написать сравнительно объемный, в соответствии с требованиями образовательной программы, академический текст по исторической проблематике, корректно используя научную терминологию и научно-справочный аппарат, владеет приемами редакторской работы.
  • Студент может спланировать по времени основные этапы предстоящего исследования, владеет приемами научного цитирования, осознает ответственность за нарушение этики исследования.
  • Студент способен самостоятельно подобрать и проанализировать литературу по теме исследования, может сформулировать основные выводы историографии, относящиеся к теме исследования, выделяет основные дискуссионные вопросы.
  • Студент способен сформулировать выводы, вытекающие из собственной курсовой работы, и вписать их в соответствующий историографический контекст
  • Студент способен сформулировать исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, может их обосновать и соотнести с историографическим контекстом.
  • Студент способен сформулировать тему своего самостоятельного исследования, его цели и задачи, может обосновать научную актуальность исследования и вписать его в широкий историографический контекст.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс
  • Тема исследования
  • Принципы историографического анализа
  • Проблема и план исследования
  • Исторические источники
  • Методы
  • Научный текст и его редактирование
  • Подведение итогов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №1
    Содержание работы: Опишите тему, основной исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, исторический контекст и актуальность вашей курсовой работы этого года (общий объем 3-4 тыс. п/з).
  • неблокирующий контрольная работа №2
    Содержание работы: Составьте аналитическое описание 3-4-х работ по теме вашей курсовой работы этого года, обоснуйте, почему эти исследования наиболее значимы для вашего историографического поля, в чем их сильные и слабые стороны (должны быть представлены работы как непосредственно связанные с темой исследования, так и относящиеся к более широкому историографическому контексту) (объем 4-5 тыс. п/з)
  • неблокирующий контрольная работа №3
    Содержание работы: Представьте историографический анализ темы курсовой работы (5-8 тыс. п/з)
  • неблокирующий контрольная работа №4
    Содержание работы: Представьте аналитическое описание источников собственного исследования (курсовой работы) (5–8 тыс. п/з)
  • неблокирующий контрольная работа №5
    Представьте образец анализа источника, используемого в курсовой работе (2-3 тыс. п/з).
  • неблокирующий контрольная работа №6
    Представьте развернутый проект выводов исследования (место работы в историографическом контексте, ответы на поставленные вопросы, 5-8 тыс. п/з).
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
    Подготовьте презентацию из пяти слайдов для устного выступления: Слайд 1: Название курсовой. Слайд 2: Постановка исследовательского вопроса и его объяснение. Актуальность исследования. Слайд 3: Предмет, объект, цели и задачи исследования. Слайд 4: Историография – проблемные поля и дискуссионные вопросы. Слайд 5: Источники – и потенциал для ответа на исследовательский вопрос
  • неблокирующий Групповой доклад по методам исторического исследования
    Студенты объединяются в группы из 3-5 человек (по желанию) и готовят совместный устный доклад, сопровождаемый презентацией. Время доклада - 10-15 мин.
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.09 * контрольная работа №2 + 0.09 * контрольная работа №6 + 0.09 * контрольная работа №1 + 0.09 * Групповой доклад по методам исторического исследования + 0.08 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.09 * Презентация исследовательского проекта + 0.09 * контрольная работа №5 + 0.09 * контрольная работа №3 + 0.2 * Предзащита курсовой работы + 0.09 * контрольная работа №4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил, Радаев, В.В., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев, В. В., 2005
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки : учеб. пособие / И.В. Григорьева. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 287с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/752505