• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Establishing Eye Contact with One Historical Photograph

Chunikhin K.

Technology and Culture. 2022. Vol. 63. No. 3. P. 599-602.

Book chapter
Creating the Soviet Arctic, 1917–1991
In press

Bruno A., Kalemeneva E.

In bk.: The Cambridge History of the Polar Regions. Cambridge University Press, 2022. Ch. 19. P. 462-486.

Working paper
Language and Cultural Contacts in the Russian-Nordic Borderlands: Change and Continuity

Vlakhov A., Deresh A., Mironova E. et al.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2021. No. 108.

Source Study

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к Профессиональному циклу дисциплин и блоку «Базовые курсы направления подготовки», обеспечивающих бакалаврскую подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение базовых знаний и навыков источниковедческого анализа. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы; знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы; понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Дать цельное представление о развитии системы исторических источников, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал 2. Знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами 3. Усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения 4. Знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии 5. Формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников 6. Формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников 7. Овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией 8. Знакомство с историографией исторического источниковедения 9. Знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения 10. Овладение базовыми навыками специальных исторических дисциплин Планируемые результаты обучения
  • Дать цельное представление о развитии системы исторических источников, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал
  • Знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами
  • Усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения
  • Знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии
  • Формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников
  • Формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • Овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • Знакомство с историографией исторического источниковедения
  • Знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
  • Овладение базовыми навыками специальных исторических дисциплин
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
  • анализирует и типологизирует письменные исторические источники
  • анализирует язык с точки зрения его концептуальной модели мировосприятия
  • Владеет методами анализа и работы с историческими источниками с использованием информационных ресурсов
  • владеет различными методами анализа исторических источников
  • дает определение понятий «исторический источник», «ретроспективная информация»
  • знает актуальные проблемы и методологические подходы в изучении разного вида исторических источников
  • знает виды летосчисления
  • Знает основные этапы исследований в области отечественного и зарубежного источниковедения
  • Использует различные виды информационных ресурсов для профессиональной деятельности
  • Критически подходит к информационным ресурсам при их использовании в процессе профессиональной деятельности
  • ориентируется в архивном фонде Российской Федерации
  • ориентируется в библиотечных хранилищах , собраниях рукописей
  • ориентируется в дискуссионных вопросах русской метрологии
  • ориентируется в методиках применения хронологии в исторических исследованиях
  • ориентируется в основных теоретических и практических понятиях архивного дела
  • ориентируется в особенностях библиографического поиска для исторического исследования
  • ориентируется в понятиях дисциплины археографии
  • ориентируется в проблемах археографической публикации и описания исторических источников
  • ориентируется в теоретических проблемах дисциплины
  • понимает основы исторической эвристики
  • понимает проблематику анализа устных и этнографических источников
  • проводит критику вещественных исторических источников
  • разбирается в вопросах хронологии и метрологии
  • разбирается в особенностях архивного хранения в России и за рубежом
  • различает типы и виды исторических источников
  • Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами
  • способен классифицировать исторические источники
  • способен ориентироваться в библиотечных, архивных, музейных и прочих системах классификации информации
  • типологизирует и критически анализирует визуальные исторические источники
  • типологизирует устные источники
  • умеет определять круг источников, достаточных и необходимых для проведения исследования по выбранной теме
  • Умеет осуществлять самостоятельный поиск искать источников по теме, в том числе с использованием информационных сетей и ресурсов
  • Умеет ставить задачи источниковой обеспеченности темы исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические проблемы исторического источниковедения
  • Раздел 2. Типы и виды исторических источников: общая характеристика
  • 2.1. Письменные источники
  • 2.2. Вещественные источники
  • 2.4. Устные и этнографические источники
  • 2.5. Лингвистические источники
  • Раздел 3. Источниковедческая эвристика
  • 2.3. Визуальные источники
  • 3.1. Архивоведение.
  • 3.2. Археография.
  • 3.3. Библиография.
  • 3.5. Хронология и метрология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам
    Проверяются полученные палеографическая навыки: умение разбирать, читать фрагменты текстов исторических источников, написанные уставом, полууставом и скорописью XVII – XIX вв.) (русское летописание, берестяные грамоты, актовые материалы, письма), знания по русской метрологии и хронологии.
  • неблокирующий контрольная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются палеографические навыки работы с текстом источника.
  • неблокирующий экзамен
    проводится в устной форме, состоит из двух частей - вопрос по теоретической части и выполнение практического задания (проверка навыков палеографии)
  • неблокирующий работа на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам + 0.2 * контрольная работа + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Раскин, Д. И. Архивоведение : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00870-8.