• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Visual history of the war: from the Crimean war to the Civil war (essays on the visual history of Russia)

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный спецкурс посвящен нескольким знаковым для отечественной истории войнам: Крымской (1853–1856), Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1917–1922). История любой войны сама по себе необъятна для учебного курса — как по набору возможных аспектов рассмотрения, так и по сопоставлению внешнего и внутреннего дискурсов о войне. Курс проблематизирует визуальное как важнейший исторический источник — иными словами, в серии компаративистских экскурсов (лекций и семинаров) история России будет рассмотрена сквозь призму визуальных источников, начиная со второй половины девятнадцатого века и до первой четверти века двадцатого. В России визуальные исследования пока только в стадии своего становления, причем здесь заметнее деятельность скорее культурологов, нежели историков. Между тем еще 250 лет назад Уильям Хогарт констатировал: «Наглядный показ более убедителен для разума <...>, чем всё, что [можно прочесть] в тысячах томов». В рамках курса будет осуществлено «медленное чтение» таких разнообразных тиражных (массовых) визуальных произведений как ГРАВЮРА, КАРИКАТУРА, ПЛАКАТ, ОТКРЫТКА, ОБЛОЖКА — каждый из этих артефактов будет показан как важный исторический источник соответствующей эпохи, способный нести информацию, недоступную традиционным (словесным) текстам и документам. Одна из задач курса — наглядно показать будущим историкам, что любая гравюра, карикатура, плакат, открытка или даже шрифт (шрифтовая гарнитура) — это визуальный слепок времени, ценнейший исторический и культурологический материал, способный быть более информативным, нежели традиционные документы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня историко-культурной компетенции; получение навыков критического чтения визуальных текстов.
  • Создание у слушателей представления о работе с визуальным артефактом как с историческим источником. Формирование навыков дешифровки, критики и сопоставления визуальных источников. Проблематизация аутентичности визуального документа.
  • Демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией). Демонстрация того, что построения, основанные на вторичных воспроизведениях, чреваты вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудно верифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навыки подготовки собственного исследования визуального артефакта — в виде доклада и/или эссе
  • Навыки поиска визуальной информации. Навыки критики визуальных документов.
  • Предполагается, что слушатели обретут (или разовьют) навыки «искусства видеть» на весьма широком визуальном материале — позволяющем полнее и адекватнее воспринимать ту или иную историческую эпоху
  • Умение анализировать визуальный артефакт как многоуровневое свидетельство об ушедшем времени или о текущем историческом этапе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Крымская война (1853–1856)
  • Русско-японская война (1904–1905)
  • Первая мировая война (1914–1918)
  • Две русских Революции и Гражданская война (1917–1922)
  • Визуальная археология. Интертекстуальность и визуальность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Доклад или исследовательское эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Доклад или исследовательское эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Цыкалов, Д. (2012). Карикатура Как Орудие Пропаганды В Период Первой Мировой Войны. Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные Отношения, 1.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ваткова, О. (2015). Скетчноутинг Как Метод Тренинга «Визуальная Компетентность». ФӘН-Наука, 7 (46).