• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Source Study and Historical Information Resources

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» – дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами;
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения;
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии;
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников;
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
  • знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость законодательных источников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Оценивает значимость материалов сети Интернет для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость делопроизводственных документов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость кино-фотодокументов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов картографии для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов печати для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов публицистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов статистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость мемуаров, писем и дневников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость устных источников для науки. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит эволюцию понятия источника и функции источников для исторического знания. Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Объясняет различия в подходах к источнику. Оценивает значимость разных подходов для современного источниковедения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе
  • Законодательные, нормативные и частноправовые акты
  • Делопроизводственная документация
  • Статистические материалы
  • Периодическая печать
  • Источники личного происхождения.
  • Публицистика и художественная литература
  • Картографические материалы.
  • Фото- и кинодокументы
  • Устные источники
  • Интернет как исторический источник
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в ЛМС в форме тестирования по материалам курса (лекции, семинары) 40 минут - 30 вопросов.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.7 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю.А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-415326

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шевырин, В. (2005). 2005.03.021. Источниковедение Новейшей Истории России: Теория, Методология И Практика / Под Общ. Ред. Соколова А.К. - М.: Росспэн, 2004. - 744 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996470