• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Socialist Internationalism and National Classifications at the Comintern Schools (1922-1943)

Matos Franco R. M.

Ab imperio. 2021. No. 3. P. 136-165.

Book chapter
Spells of Materialist Magic, or Soviet Children and Electric Power

Chunikhin K.

In bk.: The Pedagogy of Images: Depicting Communism for Children. University of Toronto Press, 2021. P. 265-298.

Working paper
Language and Cultural Contacts in the Russian-Nordic Borderlands: Change and Continuity

Vlakhov A., Deresh A., Mironova E. et al.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2021. No. 108.

Russia in the Period of Revolution and Civil War

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В событийно-хронологическом плане, курс посвящен событиям революции и гражданской войны в России в 1917-1922 год. В предметно-проблемном плане - это курс, посвященный идеям и практикам власти. Во введении обсуждаются новые подходы к истории революции и гражданской войны. В первых занятиях затрагиваются проблемы политических идеологий, проектов и программ (целей и задач революции), образов будущего и утопий. Из традиционной событийной составляющей внимание уделяется развитию революции как социально-политическому процессу и политическим институтам в исследуемый период. Три темы, дающее введение в концептуальное переосмысление политической истории революции: язык и пропаганда, класс и гендер, символика, ритуалы и мифы революции. Отдельное внимание уделяется визуальным кодам пропаганды, образам власти, персонализированных авторитетов, (де)сакрализации вождей, а также образам и практикам насилия: от войны и террор. Тема (интер-)национального в революции проблем империи и мировой революции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами навыками анализа исторических источников по теме курса
  • формирование навыков презентации темы исследования в письменной и устной форме
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и оперировать терминологией, знать основную историографию
  • Знать, уметь анализировать и сравнивать разные идеологические и программные документы основных политических движений и партий
  • Знать, уметь анализировать основные политические процессы во время революции от Февраля 1917 года до событий 1921-22 годов
  • Знать, анализировать деятельность правительств и правящих политических групп и партий
  • Знать современные подходы к изучению политического языка, анализировать практики коммуникации в контексте политических конфликтов и пропаганды.
  • Знать подходы к изучению социальных классов, истории рабочего класса, роль языка в конструировании социальных идентичностей, анализировать практики и образы классов в контексте революции и социалистических теорий
  • Знать основные понятия и термины культурной антропологии в связи с историческими исследованиями роли символов и ритуалов в политических процессах революции
  • Уметь анализировать визуальные источники периода революции
  • Знать основные современные подходы к изучению гендерной истории революции
  • анализировать практики конструирования образов политических лидеров
  • знать основные дискуссии вокруг природы насилия в эпоху мировых войн и революций
  • анализировать риторические приемы легитимации политического насилия
  • знать дискуссии вокруг проблемы соотношения национального и интернационального в политических практиках революции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: новая политическая история революции и гражданской войны?
    Понятия и дискурсы о революции. Социальная и политическая революции. Хронология и география. Культурная политика и политическая культура. Политический язык. Символы как предмет исторического исследования. Старые и новые подходы к изучению революции. Особенности революционной ситуации в России в 1905 и 1917 годах. Современная историография проблемы революции и актуальные дискуссии. Источники. Открытые ресурсы. Проблема столетнего юбилея революции и современная память о революции в российском обществе.
  • Идеи: представления о целях революции, политические идеологии, проекты и программы, образы будущего и утопии.
    Общественно-политическое и идеологическое размежевание в российском обществе: конец XIX – начало XX века. Идеологические традиции: консерватизм, либерализм и социализм. Социалистическая традиция и российские революционные движения, партии. Либерализм в общественно-политическом пространстве поздней Российской империи и проблемы революционной стратегии оппозиционной интеллигенции. Программные документы основных политических партий и движений: Партия народной свободы, Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров. Сравнительная история программных документов: общее и различное. Политическое воображение и утопии. Модерные и традиционные, религиозные элементы революционного самосознания. «Новый человек».
  • Практики: развитие революции как социально-политический процесс
    Революционная ситуация. Февральское восстание: спонтанное и организованное. Складывание двоевластия и общественные настроения. Аграрные беспорядки. Забастовочное движение и рабочий контроль. Апрельский кризис. Июньская демонстрация. События 3-5 июля 1917 г. Корниловское выступление. Большевизация советов. Октябрьское вооруженное восстание. Декреты о мире и земле. Начало гражданской войны. Борьба вокруг Учредительного собрания. «Триумфальное шествие советской власти». Кризис, оппозиция и антибольшевистские выступления рабочих и крестьян. Мятеж чехословацкого корпуса. Левоэсеровский мятеж. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к НЭПу - конец революции?
  • Власть: политические институты и режимы.
    Состав и деятельность Временного правительства. Комиссары и комитеты общественной безопасности. Петроградский совет и ЦИК. Коалиционные правительства. Государственное совещание. А.Ф. Керенский и Л.Г. Корнилов. Демократическое совещание и Предпарламент. Центробалт. Военно-революционный комитет и Октябрьская революция. Совет народных комиссаров и Всероссийский центральный исполнительный комитет. Всероссийское учредительное собрание. Чрезвычайные органы советской власти. Казачье самоуправление на Дону и Кубани. Сибирский автономизм и Временное сибирское правительство. Комитет членов Учредительного собрания и Директория. Верховный правитель России А.В. Колчак. Вооруженные силы Юга России. Северная область и Северо-Западное правительство. Правительство Юга России. Центральная Рада, атаманщина и повстанцы. Дальневосточная республика.
  • Языки революции
    Политическая коммуникация, информация и пропаганда, взаимодействие формальных и неформальных практик. Революционизация языка.
  • Класс: идентичность и язык.
    Марксизм, теория социальных классов и классовой борьбы. Язык классовой самоидентификации и классового антагонизма. «Антибуржуазные» нарративы до и после 1917 года. Образ и культ трудящихся. Пролеткульт и «попутчики». Теория авангарда революции. Крестьянство и интеллигенция. «Бывшие люди».м
  • Символ: ритуалы и мифы.
    Новая культурная история и символико-ритуальные аспекты революции. Популярные образы революции. Символы старого строя как объект десакрализации. Новые символы революции в контексте борьбы за власть. Новые ритуалы революции: праздники свободы, митинги, демонстрации. Политическая культура революции как концепт для анализа социальных и политических революций. Складывание советской политической культуры и символической политики.
  • Визуальные коды пропаганды.
    Визуальная пропаганда как исторический источник. Агитационный плакат как жанр. Иконография революции: знаки, символы, сюжеты, аллегории. Героизация и демонизация. Мобилизационный потенциал визуальной пропаганды.
  • Гендер: идеология, маскулинность и феминность.
    «Женский вопрос» до и после революции: борьба за равноправие. Гендерные роли в годы революции. «Женские батальоны». Феминистское, социалистическое и большевистское движения женщин. А.М. Коллонтай. Гендер и насилие в годы гражданской войны. Сексуальная революция. Женотделы. «Новая женщина» и «новая семья».
  • Авторитет: (де)сакрализация вождей
    Традиционное восприятия власти: от царистского к революционному дискурсу. А.Ф. Керенский и рождение современного культа вождя в революции. Понятие культа личности в контексте революции. В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и вождизм. Понятие сакрального, практики сакрализации образов политиков. Культурная преемственность политических режимов.
  • Насилие: войны и террор
    Проблема насилия в контексте революционного действия: акторы, практики, институции. Индивидуальный террор и массовый террор. Гражданская война как высшая форма революционного и контрреволюционного насилия. Дискурс о терроре: официальный и неофициальный. Сакрализация «красного террора». Идеологическое обоснование гражданской войны в дискурсе большевиков. Погромы.
  • Имперское, национальное, интернациональное в революции
    Идеи интернационализма и национализма в контексте политических движения XIX – начала XX века. Антиимперские национальных движений в 1905-1907 годы. Центроазиатское восстание 1916 года. Национальное движение в Украине как катализатор политического кризиса власти. Проекты мирного разрешения национального вопроса. Дискуссии на Демократическом совещании. Национальные политические партии и революционный процесс. Октябрьская революция и Наркомнац. Независимость Финляндии. Советско-украинские войны. Декларации советской власти по национальному вопросу и их реальное воплощение в образовании СССР. Мировая революция и Коммунистический интернационал.
  • Пропаганда и агитация
    Печатная и визуальная пропаганда как исторический источник. Язык коммуникации с читателем в контексте революции. Листовка как источник: типы и язык коммуникации. Сатира. Митинг как повседневная практика революции. Репертуары и ритуалы массовых демонстраций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Figes, O., & Kolonitskii, B. I. (1999). Interpreting the Russian Revolution : The Language and Symbols of 1917. New Haven, Conn: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=52952
  • Morgan, K. (2017). International Communism and the Cult of the Individual : Leaders, Tribunes and Martyrs Under Lenin and Stalin. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1232213

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A State of Nations : Empire and Nation-making in the Age of Lenin and Stalin, edited by Ronald Grigor Suny, and Terry Martin, Oxford University Press, Incorporated, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=430519.
  • Bergman, J. (2019). The French Revolutionary Tradition in Russian and Soviet Politics, Political Thought, and Culture. Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2218596
  • James Ryan. Lenin's Terror : The Ideological Origins of Early Soviet State Violence. Routledge, 2012. https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=981651
  • Kolonitskii , Boris Ivanovich. “Democracy” in the political consciousness of the February revolution // Revolutionary Russia : New Approaches to the Russian Revolution Of 1917, edited by Rex A. Wade, Routledge, 2004. https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=200283&ppg=95
  • Ruthchild, Rochelle Goldberg. Equality and Revolution : Women's Rights in the Russian Empire, 1905-1917, University of Pittsburgh Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2039271.
  • Stites R. Revolutionary Dreams : Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford University Press, 1988. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=716793.
  • Suny, Ronald Grigor. National revolutions and civil war in Russia // Revolutionary Russia : New Approaches to the Russian Revolution Of 1917, edited by Rex A. Wade, Routledge, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=200283.