• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Socialist Internationalism and National Classifications at the Comintern Schools (1922-1943)

Matos Franco R. M.

Ab imperio. 2021. No. 3. P. 136-165.

Book chapter
Spells of Materialist Magic, or Soviet Children and Electric Power

Chunikhin K.

In bk.: The Pedagogy of Images: Depicting Communism for Children. University of Toronto Press, 2021. P. 265-298.

Working paper
Language and Cultural Contacts in the Russian-Nordic Borderlands: Change and Continuity

Vlakhov A., Deresh A., Mironova E. et al.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2021. No. 108.

New economic history of early modern Russia

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс призван ввести студентов в поле новых методологических подходов к изучению сюжетов экономической истории России в раннее новое время. Российский материал будет рассматривается как часть формирующейся "глобальной" экономики, что предполагает постановку его в широкий историко-географический контекст. Новая методологическая рамка строится на принципах междисциплинарности, что предполагает использование аналитического инструментария трех подходов - 1) экологической и технологической истории (взаимоотношение человека и природных ресурсов), 2) истории организации управления (Organization and Managment History) и 3) исторической антропологии. Курс состоит из лекций (теория и анализ отдельных кейсов на основе источников) и семинаров, подготовка к которым предполагает обязательное предварительное чтение теоретических текстов, необходимых как для успешного освоения теоретического лекционного материала, так и для выполнения практических заданий по работе с первичными историческими источниками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с новыми методологическими подходами в области экономической истории России как части "глобальной" экономики раннего нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • -Студенты способны критически анализировать прочитанную литературу, а также обсуждать ее во время семинаров
  • -Студенты способны читать и понимать литературу к семинарам, а также обсуждать ее, участвуя в групповых дискуссии
  • -Студенты способны выявить и оценить понятийный аппарат и проблематику историконаучных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников
  • -Студенты способны самостоятельно решать исследовательские задачи, выбирать адекватные методы для анализа исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология экономической истории
    1. Введение в экономическую историю. История экономики и экономическая история – в чем различие? Основные вехи развития методологии экономической истории (XIX-XX вв.). Источниковая база. Проблематика исследований. 2. Экономическая история в XXI в. Новые подходы и методы. От клиометрии к цифровым моделям. Человек и природа. Пространственный поворот. Моральная экономика. 3. Пространство экономических действий. Локальное и глобальное. Экономическая мобильность. Формирование экономического пространства в ранее новое время (Россия, Европа, мировое пространство экономики). Темпоральность в экономической истории. 4. Люди и институции в экономических взаимоотношениях. Потребности, возможности, интересы, способы взаимодействия.
  • Основные понятия и инструменты экономической истории. Источники для изучения. Актуальные проблемы.
    5. Собственность: вариативность и многослойность понятия в экономиках раннего нового времени. Специфика отношений собственности в России (XVI-XVIII вв.). Основные объекты собственности. Налоги. Рента. 6. Деньги, товары, движение. Изменения в денежной системе. Динамика цен. «Революция цен» и ее влияние на локальные экономики. Движение товаров. Пространственный фактор в ценообразвании. Таможенная система. Кредит. 7. Ресурсы: понятие, виды. Вода, лес, минералы, животные, человек. Колонизация как экономический процесс. 8. Экономическая история « с человеческим лицом»: люди и их интересы в хозяйственных отношениях. Типы экономических взаимоотношений. Управление как экономический инструмент. 9. Проблема рынка в исследованиях по экономической истории. «Вексель», «биржа», «фьючерс», «компания», «бюджет»: новации и преемственность в экономике Московской и раннеимперской России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются навыки работы с текстом источника с использованием изученной методологии.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us) и LMS ( будут размещены задания: теоретический вопрос, список см. в прикрепленных файлах и программе, а также фрагмент текста для транслитерации). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MSTeams, LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. После получения задания в LMS студенту будет дано время до 30 минут на подготовку ответа. Ответ не должен превышать 30 минут. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * работа на семинарах + 0.3 * самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., Бродель, Ф.,
  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.. Т. 3: Время мира, Бродель, Ф., 1992
  • Российская империя: от традиции к модерну, Миронов, Б.Н., 2018
  • Экономическая история России : Учеб. пособие, Тимошина, Т.М., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., 3 т., Т. 2, пер. с фр. Л. Е. Куббеля ; вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева, 672 с., Бродель, Ф., 2007
  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.. Т.2: Игры обмена, Бродель, Ф., 1988
  • Что такое Франция?. Кн.2, Ч.2: Люди и вещи : Ч.2: Крестьянская экономика до начала ХХ века, Бродель, Ф., 1997
  • Экономическая история зарубежных стран : Курс лекций, , 2000
  • Экономическая история зарубежных стран : Учеб. пособие, Тимошина, Т.М., 2000