• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Changing Menstrual Habits in Late 20th- and Early 21st-Century Russia

Vasilyev P., Konovalova Alexandra.

Open Library of Humanities. 2023. Vol. 9. No. 1. P. 1-20.

Book chapter
Medicine on Russian-Language Social Media

Karpova Y., Vasilyev P.

In bk.: The Rowman & Littlefield Handbook of Bioethics. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2022. Ch. 30. P. 350-360.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Research Seminar - 3

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар 3 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию курсовой работы. В рамках семинара студенты обучаются правильному составлению плана работы, определению ее актуальности и новизны, а также основным этапам написания работы. Результатом обучения является проект курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Совершенствование навыков научного анализа исторических источников
  • Совершенствование навыков историографического анализа
  • Совершенствование навыков постановки исследовательского вопроса и определения научной проблемы
  • Развитие навыков выстраивания продуктивных исследовательских коммуникаций и презентации исследования в целом
  • Развитие навыков актуализации исторического исследования в рамках своего исследовательского проекта
  • Совершенствование навыков академического письма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет использовать электронные ресурсы библиотеки НИУ-ВШЭ и открытые ресурсы интернета на русском и английском языках для написанию курсовой работы
  • Студент планирует по времени основные этапы предстоящего исследования, владеет приемами научного цитирования, осознает ответственность за нарушение этики исследования
  • Студент выявляет, изучает, анализирует историографию по теме исследования, устанавливает связи исследований между собой, выделяет общие положения и дискуссионные вопросы, выявляет динамику изменений позиций в историографии и связывает обнаруженные изменения с историческим и историографическим контекстом.
  • Студент формулирует исследовательский вопрос собственного исследования на основе анализа историографии
  • Студент формулирует тему своего самостоятельного исследования, его цели и задачи, обосновывает научную актуальность исследования и вписывает его в широкий историографический контекст
  • Студент соотносит исследовательский вопрос с доступными источниками и методологией их анализа, владеет различными методами работы с используемыми источниками, видит достоинства и недостатки этих методов
  • Студент самостоятельно пишет сравнительно объемный, соответствующий требованиям образовательной программы академический текст по исторической проблематике, корректно используя научную терминологию и научно-справочный аппарат, владеет приемами редакторской работы
  • Студент самостоятельно формулирует выводы, вытекающие из своего исследования, вписывает их в соответствующий историографический контекст, представляет и защищает результаты исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс
  • Тема исследования
  • Принципы историографического анализа
  • Проблема и план исследования
  • Исторические источники
  • Методы
  • Научный текст и его редактирование
  • Итоги исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
    Тема курсовой работы: Опишите предполагаемую тему курсовой работы, основной исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, исторический контекст и актуальность вашей курсовой работы этого года (общий объем 3-4 тыс. п/з). Эта тема становится известна студентам на самом первом семинарском занятии НИСа при знакомстве с программой курса. Работа выполняется студентами дома, точный срок сдачи работы определяется преподавателем по согласованию со студентами и доводится до сведения студентов на семинарском занятии не менее чем за 2 недели до срока сдачи. На выполнение работы отводится не менее 14 календарных дней.
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
    Составьте аналитическое описание 3-4-х работ по теме вашей курсовой работы этого года, обоснуйте, почему эти исследования наиболее значимы для вашего историографического поля, в чем их сильные и слабые стороны (должны быть представлены работы как непосредственно связанные с темой исследования, так и относящиеся к более широкому историографическому контексту) (объем 4-5 тыс. п/з)
  • неблокирующий Контрольная работа № 3
    Представьте историографический анализ темы курсовой работы (5-8 тыс. п/з)
  • неблокирующий Контрольная работа № 4
    Представьте аналитическое описание источников собственного исследования (курсовой работы) (5–8 тыс. п/з)
  • неблокирующий Контрольная работа № 5
    Представьте развернутый проект выводов исследования (место работы в историографическом контексте, ответы на поставленные вопросы, 5-8 тыс.п/з)
  • неблокирующий Групповой доклад о методах исторического исследования
    Студенты разбиваются на небольшие группы по своему желанию (3-4 чел. максимум) и рассказывают об одном из возможных методах исследования в исторической науке (или методах, которые историки могут позаимствовать из других гуманитарных наук). Оценка выставляется одинаковая всем участникам группы.
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
    Подготовьте презентацию из пяти слайдов для устного выступления: Слайд 1: Название курсовой. Слайд 2: Постановка исследовательского вопроса и его объяснение. Актуальность исследования. Слайд 3: Предмет, объект, цели и задачи исследования. Слайд 4: Историография – проблемные поля и дискуссионные вопросы. Слайд 5: Источники – и потенциал для ответа на исследовательский вопрос.
  • неблокирующий Групповой доклад - анализ исторического источника
    Студенты делятся на небольшие группы по 2-3 человека и получают на дом задание - дать внешнюю и внутреннюю критику предложенного преподавателем исторического источника, а также сформулировать вопросы, на которые он может ответить, и предложить такие ответы. В аудитории студенты представляют результаты проделанного анализа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Контрольная работа № 1 + 0.1 * Групповой доклад - анализ исторического источника + 0.1 * Контрольная работа № 5 + 0.1 * Групповой доклад о методах исторического исследования + 0.2 * Контрольная работа № 4 + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.1 * Контрольная работа № 2 + 0.2 * Контрольная работа № 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методология истории : (от источника к исследованию), Коломийцев, В. Ф., 2001
  • Теория и методология истории, учебник, 4-е изд., испр., 271 с., Смоленский, Н. И., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272