• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Place and Nature: Essays in Russian Environmental History

Edited by: D. Moon, N. Breyfogle, A. Bekasova.

White Horse Press, 2021.

Article
Imperial legality through ‘exception’: Gun Control in the Russian Empire
In press

Borisova T. Y.

Journal of Modern European History. 2021. Vol. 22. No. 4.

Book chapter
The Civic Religion of Anatolii Koni
In press

Borisova T. Y.

In bk.: Law and the Christian Tradition in Modern Russia. ROUTLEDGE JOURNALS, TAYLOR & FRANCIS LTD, 2021. Ch. 7.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

History in a Changing World

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

При освоении дисциплины «История в меняющемся мире» решаются следующие задачи: раскрываются базовые понятия исторической науки и ее понятийно-категориальный аппарат; рассматриваются этапы эволюции исторического знания и процесс становления исторической науки; демонстрируются основные направления (области исследования) исторической науки XX – начала ХХI вв.; раскрывается особенность взаимоотношений исторических знаний и массового общественного сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам общее систематизированное представление о характере исторических знаний, их функциях и циркуляции в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в государственной и публичной сферах
  • Дать представление о разнообразных направлениях современных исторических исследований и помочь студентам сформировать понимание широкого поля глобальной, сравнительной и транснациональной истории
  • Подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины перемен историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит и объясняет такие понятия, как объект и субъект исторического процесса. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций.
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует эти понятия в исследовательских ситуациях.
  • Воспроизводит основные понятия, термины политической истории. Проводит различия между различными подходами этого направления. оценивает значимость различных подходов к политике. Видит достоинства и недостатки подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины экономической истории. Оценивает значимость этого направления. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, которыми оперируют история империй и история наций и национализма. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины, дискуссии социальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории женщин и гендерной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений, видит различия между ними, их преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины демографической истории и истории семьи. Знает основные этапы их возникновения и развития, оценивает значимость для понимания современных процессов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с микроисторией. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Знает особенности различных подходов в истории повседневности.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории культуры и новой культурной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины исторической антропологии. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории идей и интеллектуальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Объясняет причины и следствия возникновения устной истории как особого направления. Знает эволюцию этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Применяет теории для анализа устных источников
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории эмоций и истории тела. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений. Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость.
  • Знает некоторые наиболее значимые работы по исторической географии. Объясняет причины и следствия возникновения "пространственного поворота" в исторической науки. Видит его преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории искусства. Объясняет причины и следствия "визуального поворота". Видит преимущества и недостатки нового подхода. Оценивает его значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с "лингвистическим поворотом" в историографии. Знает историю возникновения, объясняет причины и следствия возникновения "лингвистического поворота". Видит преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит и правильно истолковывает содержание понятия "историческая память". Знает историю возникновения этого термина, объясняет причины и следствия его использования. Знает различные виды публичной истории и их особенности, оценивает их перспективы. Применяет этот материал для анализа масс-медиа
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории науки. Знает историю, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит особенности направления. Оценивает значимость.
  • Знает историю возникновения и развития экологической истории, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Воспроизводит основные понятия, термины. Оценивает значимость.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука.
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Значение и смысл понятия «история» (античность, средние века, новое время). Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом.
  • Культура исторической памяти и публичная история
    Что такое память? Индивидуальная и коллективная память. Морис Хальбвакс и социальные рамки памяти. Пьер Нора и «места памяти». Факторы, влияющие на формирование коллективной памяти: забвение, интерпретация, манипуляция. Медиа и память: формы и практики. Usable Past/Актуальное прошлое: историческая политика, политики памяти. Публичная или прикладная история? Становление публичной истории. Образовательные программы по публичная история в России. Подходы, приемы, достижения и перспективы публичной истории. Появление прикладной истории как вызов для академической науки.
  • История исторического знания.
    Формирование исторической мысли в Древней Греции. Возникновение ранних форм исторических знаний в Риме. Исторические знания и средневековая культура. Формирование христианской традиции историописания. Основные черты гуманистической историографии в Италии. Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Принцип историзма и новое понимание принципов и задач исторического исследования. Основные «повороты» в развитии исторической науки в XX–XXI вв.
  • Движущие силы и действующие лица (акторы) исторического процесса. История и время.
    Объект и субъект исторического процесса. Исторические события. Исторические структуры: статика и динамика. Движущие силы истории. Природный фактор, демографический фактор, производственно-технологический фактор. Роль личности в истории. Формационный и цивилизационный подходы в истории. Понятие времени. Способы соотнесения событий, хронология и периодизация. Разные формы периодизации (от поздней античности до наших дней). Исторические эпохи, века и столетия. Понятия «отечественная история» и «всеобщая история» и их альтернативы. Искусственность разделения истории в «отечественную» и «всеобщую» историю. Национальные нарративы в историографии: достижения и границы. Альтернативы к национальным нарративам: транснациональная история, глобальная история, история трансферов, entangled history.
  • Структура и логика историко-научного исследования.
    Основные структурные уровни исторической науки (проблематика, источниковая база, методология, концепция). Источниковедение и историография как основа любого исторического исследования. Основные понятия исторической науки (историзм, исторический факт, исторический источник, объективность). Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая эвристика. Библиографический поиск. Правила работы в архивах. Цифровые методы в современной исторической науке. Традиционные и современные электронные библиотеки и базы данных.
  • Политическая история.
    Становление истории как науки в конце XIX века: положение о первичности политики и его воздействие на развитие исторической науки. Наука о политике: истоки у Аристотеля и Макиавелли. Две линии развития понятия о политике в историографии. Современные тенденции политической истории. Новая политическая история. Внешняя политика и международные отношения как приоритетное поле политической истории. «Великие дебаты» об истории международных отношений. Подходы политической, социальной и культурной истории к изучению истории международных отношений: политика великих кабинетов - примат экономических интересов - новая политическая история. История политических и правовых теорий. Роль политических и правовых теорий в истории и в исторической науке. Институционализм и рационализм в политике. Утилитаризм как нормативная политическая история. Альтернативы к либерализму: либертаризм и коммунитаризм. Современная марксистская политическая мысль. Современный консерватизм.
  • Империи и нации в историческом процессе.
    Национальная история как традиционная форма повествования о прошлом. Нации и национализм в исторической науке. Империи как форма власти, единицы устройства мирового порядка, рамки для глобализации и растущей взаимосвязанности мира. Управление этнической и демографической разнородностью империями.
  • Экономическая история.
    Экономическая история в структуре исторической и экономической наук. Экономическая история или историческая экономика? Предмет и функции, проблемы периодизации. Становление и развитие экономической истории как дисциплины в составе исторической и экономической науки.
  • Социальная история.
    Причины появления социальной истории в конце XIX-ХХ вв. Разные подходы к социальной истории в ХХ в. Социальная история как история народа в противовес истории государства. Социальные науки в ХХ в., заимствование их подходов, понятий и методов исследования в исторической науке. От социальных групп к социальным идентичностям – что стоит за сменой терминологии?
  • История женщин и гендерная история.
    Общественно-политический контекст появления истории женщин как особого направления исторической науки ХХ в. От истории женщин к гендерной истории – что стоит за сменой терминологии?
  • Историческая демография и история семьи.
    Возникновение и развитие этих направлений во второй половине XX в. Основные понятия, концепции и проблемы, которые изучают историческая демография и история семьи. Ф. Арьес и его история субъективного восприятия возраста человека. Источники по исторической демографии и истории семьи и методы работы с ними. Значимость исторической демографии для понимания современных демографических процессов.
  • История повседневности и микроистория.
    Понятие «повседневности» в разных направлениях и школах исторической науки ХХ в. «Структуры повседневности» Ф. Броделя. Развитие «истории повседневности» в Германии как реакция на историческую социологию 1950-х-1960-х гг. Семиотика повседневности Ю. Лотмана. Микроистория в Италии и США в 1970-е-1980е гг.
  • История науки
    Изучение истории науки в ХХ в. Когнитивный и социальный подходы в истории науки. Смена парадигм в изучении истории науки в последние десятилетия ХХ в.: от истории идей к истории научных практик.
  • История окружающей среды и взаимодействия человека с ней
    Истоки и задачи экологической истории. Ее связь с другими дисциплинами и методы исследования. Историческая климатология, история ландшафта, история технологий природопользования. История «зеленых» общественно-политических движений в ХХ в. Перспективы развития экологической истории и связь с актуальными проблемами современности.
  • Географическое пространство и историческая наука. «Пространственный поворот».
    Историки XIX-XX вв. о географическом факторе в истории человечества. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина. История географии: путешественники, ученые, картографы. Понятие «производство пространства» (А. Лефевр) и пространственный поворот» в исторической науке рубежа XX-XXI вв. Локальная, региональная история и краеведение. Фактор пространства в истории. Структура исторического пространства: макро-, мезо- и микроуровень. Региональная история - становление, достижения и перспективы. Регионы и регионализм. История на микроуровне: локальная история. Подходы локальной истории. Локальная история и краеведение: разграничение и взаимосвязь.
  • История культуры и новая культурная история.
    Основные этапы эволюции истории культуры. Я. Буркхардт и Й. Хейзинга. Культура vs Цивилизация. М. Вебер о роли культуры в жизни общества. Н. Элиас и «Процесс цивилизации». К. Гирц «Насыщенное описание». Интерпретативная теория культуры. Новая культурная (культуральная) история. Р. Шартье и «Культурные истоки Французской революции». Культуры как знаковая система. Семиотика: перспективы и сложности. Ю.М. Лотман и «Беседы о русской культуре».
  • Историческая антропология.
    Начало антропологии. Ф. Боас, Б. Малиновский, М. Мосс и «Очерк о даре». Основные понятия антропологии. Влияние культурной антропологии на исторические исследования. История ментальностей. Понятие «менталитет»: основные подходы и сложности определения. Л. Февр, М. Блок. Расширение «территории историка»: новые области исследования.
  • История идей. Интеллектуальная история.
    Традиционная история идей историографии XIX в. Идеи как главные субъекты истории. «Дух эпохи». Ф. Мейнеке. А. Лавджой и «Великая цепь бытия». Новая интеллектуальная история. Кембриджская школа интеллектуальной истории. К. Скиннер. Немецкая школа «истории понятий» (Begriffsgeschichte). Р. Козеллек. Понятия «Sattelzeit», «пространство опыта», «горизонт ожиданий».
  • История искусств и «визуальный поворот» в истории.
    Традиционная история искусств. Дж. Вазари и «Жизнеописания». И. Винкельманн. Понятия «стиль эпохи», «аллегория», «мимесис». Стилистический анализ и его цель. Социальная история искусства. Роль заказчика и критика. Знаточество. Возникновение фотографии и кинематографа. А. Варбург Панофски и иконологический метод. Визуальный поворот в историографии. Текст и образ. Визуальные источники и метод наблюдения в исторической науке. Визуальная антропология.
  • Лингвистический поворот в истории.
    Постмодернизм и философия истории. Лиотар «Состояние постмодерна». Критика Модерна. Постмодернистский вызов и современное историческое познание. Лингвистический поворот. Ф. де Соссюр и «Курс Общей лингвистики». Р. Барт и «Смерть автора». Теория исторического познания Х. Уайта. Реакция историков и формирование «третьего пути».
  • Устная история.
    Исчезновение устных рассказов-воспоминаний из спектра легитимных исторических источников в XIX в. и причины этого процесса. Возникновение устной истории как особого направления исторической науки в Северной Америке и Западной Европе во второй половине ХХ в.: общественно-политический контекст и региональные отличия. Историческая наука в СССР и устные источники: работа по записи воспоминаний участников гражданской войны, активистов профсоюзного движения в 1920-е- 1930-е гг. «Блокадная книга» Д. Гранина и А.Адамовича. Особенности работы историков с устными источниками.
  • История эмоций и история тела
    Предшественники этого направления в историографии ХХ в. (Й.Хейзинга). Психоанализ и англо- американская историческая наука второй половины ХХ в. История эмоций как новое направление исторической науки рубежа XX-XXI вв.: попытка выработки понятийного аппарата и заимствование некоторых положений современной психологии. История французской революции сквозь призму истории эмоций (У.Редди). «Новый историзм» в современном российском литературоведении и обращение к истории эмоций. История человеческого тела как новое направление в исторической науке 1980-х-1990-х гг. и общественно-политический контекст возникновения этого направления. Современные подходы к истории человеческого тела: источники и методы исследования, взаимодействие с археологией, историей искусства, историей медицины. Как менялось человеческое тело, способы его репрезентации и практики обращения с ним со времен палеолита и до наших дней.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе семинара
  • неблокирующий Резюме прочитанной статьи или главы (глав) монографии
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Резюме прочитанной статьи или главы (глав) монографии + 0.5 * Тест + 0.25 * Участие в работе семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Филюшкина А.И. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-9916-1820-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов А. Б. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-07481-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-sovremennye-zapadnye-napravleniya-437270