• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Old Russian

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Vvedenskiy, Anton

Vvedenskiy, Anton

Программа дисциплины

Аннотация

Древнерусский язык Тип дисциплины: обязательная Требования к уровню знаний студентов, необходимых для освоения дисциплины (пререквизиты): - Объем з.е.: 6 Описание курса: Целями освоения дисциплины являются: 1. усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики; 2. развитие представлений о фонетическом и грамматическом строе русского литературного языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами; 3. формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв. 4. усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы 5. усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов;
  • усвоение студентами знаний о законах и принципах развития языка (на материале истории русского языка);
  • формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о возникновении славянской письменности и месте древнерусского языка в системе других славянских языков. Ориентируется в источниках изучения древнерусского языка. Знает различия глаголицы и кириллицы, различает термины «древнерусский язык», «старославянский язык русского извода», «церковнославянский язык».
  • Студент знает периодизацию истории русского языка, ориентируется в древнейших письменных памятниках по истории русского языка. Различает жанры и регистры древнерусской письменности раннего периода. Понимает влияние современных диалектов на реконструкцию древнего языкового состояния. Различается славянские заимствования в финноугорские языки и славянские формы в византийской письменности.
  • Студент понимает структуру и принцип составления сложных предложений в древнерусском языке, знает способы сочинения и подчинения предложений.
  • Студент знает фонетическую систему древнерусского языка, основные фонетические законы. Способе читать простые тексты с опорой на знания о звуковой системе.
  • Студент знает правило Гавлика, умеет применять. Ориентируется в этапах падения редуцированных. Знает исключения из правила Гавлика. Читает и анализирует употребление редуцированных в различных источниках.
  • Студент свободно ориентируется в системе согласных звуков древнерусского языка. Понимает звуковую систему древнерусского языка после падения редуцированных. Знает основные отличия древнерусского языка от старославянском на фонетическом уровне.
  • Студент ориентируется в исторических изменениях в области согласных.
  • Студент ориентируется в истории аканьи и явлении редукции в истории русского языка. Способен оперировать гипотезами о возникновении аканьи. Знает хронологию и региональную стратификацию процесса развития аканья.
  • Студент знает историю напряжённых фонем переднего и непереднего ряда. Способен распознавать лексически и стилистически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в заимствованиях и книжной лексике. Знает историю фонем «ять» и ее отражение в памятниках письменности
  • Студент знает категории и склонения древнерусского существительного. Ориентируется в направлениях унификации типов склонений в истории русского языка. Знаком с историей звательного падежа и развитием категории одушевленности.
  • Студент осведомлен об истории местоимений и прилагательных. Ориентируется в истории форм личных и неличных местоимений. Понимает диалектные различия в членных формах. Ориентируется во взаимодействии местоименной и адъективной словоизменительных парадигм.
  • Студент знает проблему позднепраславянских числовых обозначений как особой части речи. Отличает простые числительные от составных.
  • Студент имеет представление об истории глагольных времен. Ознакомлен с проблемой восточнославянского имперфекта. Знает об утрате аориста и обобщении перфекта как универсальной формы прошедшего времени
  • Студент ориентируется в диалектном членении в древнерусском языке.
  • Студент понимает структуру простого предложения в древнерусском языке, знает средства выражения подлежащего и простого сказуемого. Способен осуществить согласование сказуемого с подлежащим. Понимает особенности управления в древнерусском языке.
  • Студент имеет представление о словарном запасе древнерусского языка и его развитии. Ориентируется в развитии словарного состава языка. Понимает причины и основные направления развития словарного состава языка. Знает процесс словообразования в древнерусском языке, распознает заимствования из других языков.
  • Ориентируется в древнерусском летописании. Ознакомлен с Новогородским летописанием как образцом непрерывной аналитической традиции.
  • Понимает особенности языка древнерусского делопроизводства. Знает и умеет читать главный памятник светского законодательства Киевской Руси, ориентируется в истории его кодификации. Имеет представление о взаимодействии древнерусской и западноевропейской традиций в формуляре торговых договоров Смоленска XIII в
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • . Место древнерусского языка в системе других славянских языков. Возникновение славянской письменности.
    Источники изучения древнерусского языка. Понятия «индоевропейский праязык», «общеславянский (праславянский) язык». Роль Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки. Вопрос о двух азбуках глаголице и кириллице. Влияние старославянского языка на письменный язык восточных славян. Понятие изводов, определение терминов "древнерусский язык", "старославянский язык русского извода" или "церковнославянский язык". Чтение, разбор и перевод отрывка из одного из древнейших старославянских памятников.
  • Источники по истории языка.
    Периодизация истории русского языка. Древнейшие письменные памятники по истории русского языка, их датировка. Жанры и регистры древнерусской письменности раннего периода. Современные диалекты и их роль в реконструкции древнего языкового состояния. Славянские заимствования в финноугорские языки как источник по русской исторической фонологии. Славянские формы в византийской письменности. Чтение и анализ ранних древнерусских надписей.
  • Исходная фонетическая система древнерусского языка.
    Звуки и буквы древнерусского языка. Основные фонетические законы (законы структуры слога). Звуковая система древнерусского языка эпохи древнейших памятников письменности. Гласные переднего и непереднего ряда. Редуцированные Ъ (ер) и Ь (ерь). Утрата ринезма, восточнославянская реализация фонемы «ять», явления начала слога. Второе полногласие, его следы в русском языке.
  • Падение редуцированных и его последствия.
    Правило Гавлика. Этапы падения редуцированных: утрата слабых редуцированных, переогласовка редуцированных под влиянием следующего слога, вокализация сильных редуцированных в том числе в сочетании с плавными. «Исключения» из правила Гавлика в истории русского языка: морфологическое выравнивание основ, фонетически незакономерная вокализация редуцированных в консонантных группах. Компенсационное удлинение («новый ять» и «о напряжённое»). Упрощение новых групп согласных, образовавшихся вследствие падения редуцированных. Развитие неэтимологических гласных. Чтение и анализ употребления редуцированных в Записи к Остромирову евангелию и в Мстиславовой грамоте.
  • Система согласных звуков древнерусского языка.
    Различия согласных по месту образования (губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные) и по способу образования (свистящие, шипящие, фрикативные, взрывные, плавные). Важнейшие переходные смягчения согласных, возникшие в общеславянскую эпоху и в значительной мере сохранившиеся в современном русском языке. Восточнославянские рефлексы йотовой палатализации. Звуковая система древнерусского языка после падения редуцированных. Основные отличия древнерусского языка от старославянского на фонетическом уровне.
  • Исторические изменения в области согласных.
    Ассимиляция согласных по глухости-звонкости в праславянском языке и в раннедревнерусском, её отражение в орфографии письменных памятников. Формирование корреляции по глухости-звонкости вследствие падения редуцированных. История фонемы ф; фонема в в слабой позиции по глухости-звонкости в истории русского языка (диалектная и стандартная литературная реализация разных возможностей развития). Праславянский палатальный ряд и его история в восточнославянских диалектах и в русском литературном языке. Падение редуцированных как основной фактор формирования корреляции по твёрдости-мягкости в славянских языках. Отвердение губных в истории русского языка, непереходное смягчение заднеязычных (кы, гы, хы → ки, ги, хи). Отвердение шипящих и Ц.
  • История аканья и явления редукции в истории русского языка.
    Гипотезы о возникновении аканья и данные письменных памятников. Хронологическая и региональная стратификация процесса развития аканья. Данные восточнославянских диалектов.
  • Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
    Фонетические условия перехода е в о в древейший период, в современных восточнославянских языках и диалектах, в современном русском литературном языке. Особенности перехода е в о в сочетании с шипящими и ц, относительная хронология процесса. Лексически и стилистически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в заимствованиях и книжной лексике. История фонем «ять» и о напряжённое. Хронологическая и диалектная стратификация процесса, его отражение в письменных памятниках. Нейтрализация «ять» и е в древнерусском языке, её отражение в памятниках письменности
  • Категории древнерусского существительного.
    Имя существительное и его основные грамматические категории. Именное склонение. Типы склонения существительных. Направления унификации типов склонений в истории русского языка. Исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке. Аналогическое выравнивание твёрдой и мягкой разновидностей раннедревнерусских склонений по твёрдой разновидности. История звательного падежа. Категория числа. Двойственное число. История форм множественного числа в именном склонении существительных. Развитие категории одушевленности.
  • История местоимений и прилагательных
    История форм личных и неличных местоимений. История образования местоимений третьего лица. Раннедревнерусская система склонения прилагательных. Именные, членные и местоименные формы. Диалектные различия в членных формах м.р. ед.ч. им.п. Взаимодействие твёрдой и мягкой разновидностей склонения, развитие синкретизма форм род.п., дат.п. и местн.п. ед.ч. ж.р. Вытеснение именных форм членными. Утрата родовых различий в парадигме мн.ч. и дв.ч. Взаимодействие местоименной и адъективной словоизменительных парадигм. История сравнительной степени.
  • История числительных
    Проблема позднепраславянских числовых обозначений как особой части речи. Числительные простые и составные, количественные и порядковые; собирательные числительные. Изменения в склонении количественных числительных: морфосинтаксические инновации в квантитативной парадигме.
  • История глагольных времён
    Раннедревнерусская система глагольных времён. Проблема восточнославянского имперфекта. Восточнославянский плюсквамперфект и его история. Утрата аориста и обобщение перфекта как универсальной формы прошедшего времени. Конкуренция форм перфекта и аориста в книжных и некнижных письменных памятниках. История форм будущего времени. История форм ирреальных наклонений
  • Диалектное членение в древнерусском языке
    Раннедревнерусское диалектное членение. Древненовгородский диалект: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-0волынского» диалектов. Смоленско-полоцкий диалект. Чтение и анализ новгородских берестяных грамот разного времени, ранних памятников смоленско-полоцкого диалекта.
  • Простое предложение в древнерусском языке
    Средства выражения подлежащего и простого сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным собирательным существительным. Составное сказуемое. Особенности управления в древнерусском языке. Конструкция «инфинитив и именительный падеж единственного числа имен существительных женского рода (косить трава)». Дательный самостоятельный оборот.
  • Сложное предложение.
    Типы сложных предложений в древнерусском языке. Способы сочинения и подчинения предложений. Условная конструкция в истории русского языка.
  • Язык древнерусского делопроизводства.
    Русская Правда как главный памятник светского законодательства Киевской Руси; история ее кодификации, основные списки. Начало актового делопроизводства: Мстиславова грамота 1130 г. и вкладная Варлаама Хутынского – древнейшие русские акты. Основные комплексы древнерусских актов XIII-XIV вв. Взаимодействие древнерусской и западноевропейской дипломатических традиций в формуляре торговых договоров Смоленска XIII в.
  • Словарный состав древнерусского языка и его развитие.
    Основной словарный фонд языка. Его древнейшая (общеславянская) основа. Развитие словарного состава языка. Причины и основные направления развития словарного состава языка. Семантические изменения. Словообразование в древнерусском языке. Диалектные различия в лексике. Лексические заимствования из старославянского в древнерусском языке и в современном русском языке. Заимствования из других языков. Словари древнерусского языка. Особенности этимологических словарей. Словари говоров.
  • Древнерусское летописание.
    Новгородское летописание XII-XV вв. как образец непрерывной анналистической традиции. Сводный характер русских летописей, их древнейшие списки. Повесть временных лет (ПВЛ) как основа региональных летописных традиций XII-XIV вв. Сочинения Владимира Мономаха в составе ПВЛ по Лаврентьевскому списку.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий участие в работе семинара
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (Zoom.uk), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.28 * Домашнее задание + 0.28 * контрольная работа + 0.14 * участие в работе семинара + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Захарова М.В. - Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 112с. - ISBN: 978-5-9765-2242-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91038

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шулежкова С.Г. - Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 128с. - ISBN: 978-5-9765-0842-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84330