• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

History of Literature and Art

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» являются ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества и изобразительного искусства, а также освоение фундаментальных навыков, способствующих глубокому и адекватному понимаю литературных текстов. Студенты получают представление об исторических и типологических аспектах жанров и форм, литературных и художественных стилях, возможностях прочтения литературных произведений и произведений искусства в их социально-исторической и культурной обусловленности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» являются раскрытие эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования,
  • Развитие герменевтических навыков студентов и умение создавать убедительные интерпретации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет дать развернутый ответ по теме, умеет работать с научным материалом
  • Навыки интерпретации визуального текста
  • Умеет критически прочитывать предложенные к семинарским занятиям тексты, сравнивать исследовательские позиции авторов, использовать почерпнутые в них аргументы для участия в дискуссиях и собственных текстах
  • Умеет дать развернутый ответ по тематике семинара, умеет работать с научным материалом
  • Умеет писать аналитический текст, опираясь на изученные методы анализа изобразительных и литературных произведений
  • Умение анализировать кинотекст
  • Умение анализировать структуру фольклорного текста
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Умение аргументированно обосновывать свою позицию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа искусства
    Природа искусства, разные виды искусства – литература, живопись, скульптура. Новые виды искусства: кино. Искусство как перевод и проблема «реальности». Понятие эстетической функции. Понятие репрезентации.
  • Методы “чтения” визуального текста.
    Метафора “языка” и “текста”. Методы “чтения” визуального текста. Слово и изображение. Иконография и иконология и их критика. От метафор к аналитическим категориям “языка” и “текста”. Структурно-семиотический подход.
  • Слово и изображение
    Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса.
  • Возвышенное как эстетическое категория
    Возвышенное как эстетическое категория. Возвышенное и риторика: Лонгин. Репрезентация возвышенного (Кант). Образы возвышенного в искусстве и литературе.
  • Кризис репрезентации
    Кризис репрезентации: от искусства к жизни и наоборот? Проблема реализма. Реалистическая и авангардная живопись. Сюрреализм. Разрушение традиции.
  • Природа фотографического изображения.
    Природа фотографического изображения. Репрезентация реальности в фотографии и природа фотографических кодов. Ролан Барт «Сamera lucida»: концептуальный аппарат. Фотография как исторический источник.
  • Искусство кино
    В поисках синтеза: слово-звук-цвет. Иллюзия реальности. Природа кино и синтетический характер киноискусства. Означающее кино и проблема киноязыка. Киноинституция и кинотеория. Тропы в кино.
  • Литература как вид искусства
    Литература и история, зачем историку нужно знание литературы? Что такое литература? Специфика литературы относительно остальных видов искусств.
  • Фольклор и литература: искусство формулы
    Соотношение эпоса и сказки. Жанровые особенности сказки. История изучение сказки и ее поэти-ки. Книги В.Я. Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» как научный прорыв в изучении сказки.
  • Литература как форма концептуализация опыта
    Формы концептуализации опыта в европейской культуре. Религиозный опыт и смысл существования. Протестантизм и его последствия. Появление новой концепции субъекта.
  • Фигуры рационализма и наоборот: Просвещение и Контр-Просвещение
    Философские основания просветительской эпохи. Философия Декарта и рождение европейского рационализма. Энциклопедия Дидро-Д’Аламбера и производство новой картины мира. Просвещение и социальная критика просветителей. Пороки и добродетели в эпоху Просвещения.
  • Буржуа и его роман
    Коллизия аристократия-буржуа: разум и эгоизм против сердца и альтруизма. Роман в классицистической системе жанров. Нейтрализация аристократических добродетелей в буржуазной литературе.
  • Город как текст.
    Город как особе пространство. Город как герой литературного текста. Типология город и их история. Философские концепции города. Город и утопия. Город романтический и реалистический.
  • Голая жизнь, или как стать свидетелем непереносимого опыта?
    Человечество и опыт тотального уничтожения. Интерпретации Холокоста. Биополитика и голая жизнь: Фуко-Агамбен. Жизнь и экзистенциальный проект Примо Леви. Проект Ланцмана «Шоа»: свидетельство вместо субъекта?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * контрольная работа + 0.3 * работа на семинаре + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агамбен, Д., & Новиков, Д. (2008). Грядущее Сообщество. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9ED5A794
  • Аничков Е.В. - Фольклор - Издательство "Лань" - 2017 - 9с. - ISBN: 978-5-507-43321-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95891
  • Беренштам Ф.Г. -  Четыре вида города Санкт-Петербурга Старые годы - Издательство "Лань" - 2014 - 17с. - ISBN: 978-5-507-40699-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51605
  • Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой: Научное / Венедиктова Т.Д. - М.:НЛО, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-4448-0688-3
  • Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
  • Мобильная фотография : пособие / А.Ю. Газаров. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 221 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057745
  • Першина Ю.В. - Уроки холокоста – путь к толерантности. The lessons of the holocaust – the way to tolerance. Учебно-методическое пособие - Русайнс - 2018 - 121с. - ISBN: 978-5-4365-3025-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932272
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • РОЗИН В.М. (2015). Опыт междисциплинарного социологического исследования (на материале книги З. Баумана «Актуальность холокоста»). Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906654
  • Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-07081-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-1-433686
  • Фёдоров Н.Ф. - Гаман и «Просвещение» XVIII века - Издательство "Лань" - 2013 - 1с. - ISBN: 978-5-507-10458-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6253
  • Федоров, С. (2013). Британская Идентичность/Идентичности В Раннее Новое Время. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D71D58DE
  • Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. - М., 2005. - 191 с. ISBN 5-9540-0032-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346432
  • Э.Гомбрих - Тени в западном искусстве - Альпина нон-фикшн - 2019 - ISBN: 9785001391616 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19519

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурдье, П. (2010). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste ; Различение: социальная критика суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F560260F
  • Забелин И.Е. - История города Москвы - Издательство "Лань" - 2013 - 370с. - ISBN: 978-5-507-10060-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9796
  • Иванов К.А. - Средневековой город и его обитатели - Издательство "Лань" - 2013 - 123с. - ISBN: 978-5-507-12570-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10000
  • Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 243с. - ISBN: 978-5-534-07083-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-2-434139