• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Source Study

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к Профессиональному циклу дисциплин и блоку «Базовые курсы направления подготовки», обеспечивающих бакалаврскую подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение базовых знаний и навыков источниковедческого анализа. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы; знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы; понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать цельное представление о развитии системы исторических источников, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал
  • Знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами
  • Усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения
  • Знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии
  • Формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников
  • Формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • Овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • Знакомство с историографией исторического источниковедения
  • Знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
  • Овладение базовыми навыками специальных исторических дисциплин
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентируется в теоретических проблемах дисциплины
  • способен классифицировать исторические источники
  • анализирует и типологизирует письменные исторические источники
  • проводит критику вещественных исторических источников
  • типологизирует и критически анализирует визуальные исторические источники
  • понимает проблематику анализа устных и этнографических источников
  • типологизирует устные источники
  • анализирует язык с точки зрения его концептуальной модели мировосприятия
  • понимает основы исторической эвристики
  • способен ориентироваться в библиотечных, архивных, музейных и прочих системах классификации информации
  • ориентируется в основных теоретических и практических понятиях архивного дела
  • ориентируется в архивном фонде Российской Федерации
  • разбирается в особенностях архивного хранения в России и за рубежом
  • ориентируется в понятиях дисциплины археографии
  • ориентируется в проблемах археографической публикации и описания исторических источников
  • ориентируется в особенностях библиографического поиска для исторического исследования
  • ориентируется в библиотечных хранилищах , собраниях рукописей
  • разбирается в вопросах хронологии и метрологии
  • знает виды летосчисления
  • ориентируется в методиках применения хронологии в исторических исследованиях
  • ориентируется в дискуссионных вопросах русской метрологии
  • дает определение понятий «исторический источник», «ретроспективная информация»
  • знает актуальные проблемы и методологические подходы в изучении разного вида исторических источников
  • владеет различными методами анализа исторических источников
  • различает типы и виды исторических источников
  • Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами
  • Умеет ставить задачи источниковой обеспеченности темы исследования
  • Владеет методами анализа и работы с историческими источниками с использованием информационных ресурсов
  • Использует различные виды информационных ресурсов для профессиональной деятельности
  • умеет определять круг источников, достаточных и необходимых для проведения исследования по выбранной теме
  • Знает основные этапы исследований в области отечественного и зарубежного источниковедения
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Умеет осуществлять самостоятельный поиск искать источников по теме, в том числе с использованием информационных сетей и ресурсов
  • Критически подходит к информационным ресурсам при их использовании в процессе профессиональной деятельности
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические проблемы исторического источниковедения
    Особенности процесса познания в гуманитарных дисциплинах. Специфика исторического познания. Понятие исторического источника. Исторический источник как специфический «исторический факт». Исторический источник как носитель ретроспективной информации. Особенности кодировки ретроспективной информации. Исторический источник как текст. Понятие текста в современной гуманитаристике. Проблемы декодировки и перекодировки информационных сообщений. Становление и развитие исторического источниковедения. Критика и интерпретация источника как исследовательская проблема. Источник и «внеисточниковое знание». Источниковедение и научная реконструкция истории: теоретические и методические проблемы. Проблемы верификации результатов источниковедческого анализа. Источниковедение как комплексная дисциплина. Классификация исторических источников: принципы и понятия. Классификационные системы. «Остатки» и «предания». Понятие о типах и видах исторических источников. Типологическая классификация: письменные, вещественные, визуальные, устные, этнографические, лингвистические источники. Условность классификационных систем. Виды исторических источников. Проблема видообразования. Эволюция видов исторических источников. Структура источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Источниковедение и смежные дисциплины.
  • Раздел 2. Типы и виды исторических источников: общая характеристика
    Типология исторических источников. Основания классификации источников по типам. Виды исторических источников. Основания классификации источников по видам. Понятие о корпусе исторических источников данной эпохи, культуры, цивилизации и т.п.
  • 2.1. Письменные источники
    Общая характеристика письменных источников. Особенности кодировки ретроспективной информации в письменных источниках. Социальные функции как основа выделения видов письменных источников. Основные видовые классификации письменных источников. 1. Источниковедческие проблемы изучения литургической литературы. 2. Делопроизводственные и учетные документы как исторический источник. 3. Статистические источники. 4. Периодическая печать как исторический источник. 5. Публицистика и художественная литература как исторический источник. 6. Источники личного происхождения как исторический источник.
  • 2.2. Вещественные источники
    Материальный объект (вещь) как исторический источник. Специфика кодировки ретроспективной информации в материальных объектах. Источниковедческие проблемы изучения вещей как источников ретроспективной информации. Проблема вещественного источника. Понятие музейного предмета. Общее и особенное в подходе к материальному объекту как к музейному предмету и как к историческому источнику. Проблема идентификации ретроспективной информации, полученной из вещественных и письменных источников. Возможности интеграции вещественных и письменных источников в историческом исследовании. Направления вещественного источниковедения, оформившиеся как специальные исторические дисциплины (археология, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, вексиллология, униформология, история костюма, кодикология и др.).
  • 2.3. Визуальные источники
    Изображение как текст. Изображение как исторический источник. Виды изображений (орнамент, миниатюры, иконопись, зарисовки с натуры, портреты, жанровые сценки, фото- и кинодокументы и др.). Особенности кодировки ретроспективной информации в различных видах визуальных источников. Источниковедческие проблемы изучения визуальных текстов. Проблемы идентификации визуальных и вербальных текстов. Проблемы вербализации изобразительных источников. Особенности интеграции визуальных, вещественных и письменных источников в историческом исследовании. Геральдика как направление визуального источниковедения и специальная историческая дисциплина. Использование визуальных источников в исторических исследованиях.
  • 2.4. Устные и этнографические источники
    Особенности передачи ретроспективной информации в устной традиции. Возможности и ограничения фиксации устных источников в письменной форме. Связь устной традиции и ритуальных действий. Симпрактический характер ритуальных действий и обрядов. Проблемы и возможности вербализации симпрактических действий. Понятия устных и этнографических исторических источников. Проблемы датировки устных и этнографических источников. Особенности использования устных и этнографических источников в историческом исследовании.
  • 2.5. Лингвистические источники
    Слово как носитель ретроспективной информации. Язык как образ мира. Языковая картина мира. Этимологический анализ и возможности его использования в историческом исследовании. Частотный словарь как носитель ретроспективной информации. Направления лингвистических исследований, оформившиеся в специальные историко-филологические дисциплины (топонимика, антропонимика, историческая диалектология, семасиология, ономасиология и др.) Возможности реконструкции прошлого на основании лингвистических данных.
  • Раздел 3. Источниковедческая эвристика
    Особенности формирования корпуса источников для исследования конкретной проблемы исторического исследования. Комплексы источников, сложившиеся исторически. Комплексы источников исследования, формируемые автором исследования в зависимости от исследовательской проблемы. Репрезентативность корпуса источников. Особенности выявления и отбора источников для исследования.
  • 3.1. Архивоведение.
    Понятие «архивный документ» и «архивное хранение». Основные понятия теории и практики архивного дела. Архивный фонд Российской Федерации. Архивное законодательство РФ. Организация архивного хранения в России и за рубежом. Государственные и ведомственные архивы, музеи и библиотеки России, как хранилища документального наследия. Организация работы исследователей в архивохранилищах. Архивные справочники.
  • 3.2. Археография.
    Археография как комплексная специальная историческая дисциплина, ее объект, предмет, задачи и методы. Публикация и введение в научный оборот источников как один из этапов источниковедческого исследования. Републикация источников. Проблемы электронной археографии. Проблемы музейной археографии. Принципы и правила публикации источников. Типология публикаций и особенности построения научно-справочного аппарата в них. Принципы комментирования исторических источников.
  • 3.3. Библиография.
    Библиографический поиск и его особенности. Комплекс библиографических пособий по истории и смежным наукам и особенности кодировки информации об имеющихся публикациях источников. Понятие о поиске библиографическом, документографическом, фактографическом. Библиотека как хранилище информации, закрепленной на материальном (печатном) носителе. Библиотеки и их собрания рукописей и рукописных книг и особенности поиска источников.
  • 3.5. Хронология и метрология.
    Хронология. Предмет и задачи метрологии. Календари. Юлианский и Григорианский календари. Единицы счета времени и их изменения. Виды летосчисления и точек отсчета. Религиозные (христианские) праздники и способы датировки рукописей по Пасхальному циклу. Определение дат по астрономическим явлениям. Методика применения хронологии в исторических исследованиях. Метрология. Источники по истории русской метрологии. Средневековые меры объема, длины, площади, веса. Метрология Русской Правды. Метрология писцовых книг. Метрология внутримонастырских описаний. Метрология Таможенных книг и записей. Метрическая система. Дискуссионные вопросы русской метрологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам
    Проверяются полученные палеографическая навыки: умение разбирать, читать фрагменты текстов исторических источников, написанные уставом, полууставом и скорописью XVII – XIX вв.) (русское летописание, берестяные грамоты, актовые материалы, письма), знания по русской метрологии и хронологии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются палеографические навыки работы с текстом источника.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us) и LMS ( будут размещены задания: теоретический вопрос, список см. в прикрепленных файлах и программе, а также фрагмент текста для транслитерации). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom, LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру. После получения задания в LMS студенту будет дано время до 45 минут на ответ (задано в заданиях LMS). Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами, поиском в сети интернет и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Работа на семинарских заданиях
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам + 0.2 * Работа на семинарских заданиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Раскин, Д. И. Архивоведение : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00870-8.