• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Theory and methods of contemporary historical knowledge

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 semester

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теории и методы современного исторического познания» нацелена на ознакомление аспирантов образовательной программы с современными теориями и методами исторического познания. Главная задача курса состоит в приобретении аспирантами исследовательских навыков в области современных исторических методов. В курсе рассматриваются как классические труды, проблематизирующие методы исторической науки, так и современные вызовы "политики памяти", новой локальной истории и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Теории и методы современного исторического познания» нацелена на ознакомление слушателей образовательной программы с современными теориями и методами исторического познания. Главная задача курса состоит в приобретении слушателями исследовательских навыков в области современных исторических методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способность собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
  • Способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения
  • Способность проводить теоретические и экспериментальные исследования в области исторического познания, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
  • Способность увидеть (поставить) проблему и обосновать ее актуальность / вписать свое исследование в контекст современного гуманитарного знания
  • Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох
  • Способен реализовать научное исследование
  • Способен реализовывать полученные знания в собственной исследовательской деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Классические теории и их развитие.
  • Новые направления и перспективы развития исторического познания
  • Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XX – начала XXI в.
    Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.
  • Исторический синтез и проблема нарратива
    Соотношение исследования и презентации полученного знания. Нарратив как форма интерпретации исторического знания. История и тропология. Концепции П. Рикёра, П. Вена, Х. Уайта, Ф.Р. Анкерсмита. Нарратив как форма интерпретации исторического знания.
  • Прагматический поворот в историческом познании
  • Феноменологические концепции в современном историческом познании
    Феноменологическая социология А. Шюца: структуры жизненного мира. Концеция «исторического опыта» Ф. Анкерсмита.
  • История идей и интеллектуальная история: основные подходы
    История идей: концепция А. Лавджоя. Интеллектуальная история как предметное поле актуального исторического знания.
  • История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
    История идей и история понятий. История понятий как метод социальной истории. «Словарь» Козеллека. Дискурс-анализ в историческом исследовании.
  • Культурный поворот. Культурная история социального
  • Теория повседневности
    История повседневности как история социального. Теория повседневности в немецкой историографии. Концепция М. де. Серто.
  • Пространственный поворот. Новая локальная история.
    Локализация истории во времени и пространстве. Пространство истории и средства его репрезентации. Пространство истории в линейных и цивилизационных моделях истории. Локальная история и краеведение: соотношение понятий. Новая локальная история: проблема конструирования пространства. Социология пространства. Исторические и социологические подходы к конструированию истории. Историческая география в структуре исторического знания: трансформация предмета и цели субдисциплины исторической науки.
  • Проблематика памяти в историческом познании
    Формирование идентичности как инвариантная функция исторического знания. Концепции истории как памяти: Ю.М. Лотман, П. Нора, П. Хаттон. Память и забвение в концепции П. Рикёра. Кризис доверия к историческому нарративу как знак постмодерна. Кризис исторической памяти как кризис идентичности. Поиски путей преодоления кризиса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Глубина знаний пройденного учебно-программного материала во время участия аспиранта в дискуссиях на семинарских занятиях оценивается через инициацию дискуссии между аспирантами с модерирующей ролью преподавателя. Обсуждению подвергается материал, представленный на семинарских занятиях, в зависимости от тематического блока. Преподаватель оценивает участие аспирантов в дискуссии в соответствии с обозначенными критериями и структурирует дискуссию посредством наводящих вопросов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменное задание, содержащее 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия науки: Учебное пособие / Лешкевич Т.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552959
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики, Садовский, В.Н., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1 - Эпистемология и философия науки / Epistemology & Philosophy of Science. 2015. Т. XLV. №4 - КноРус - 2015 - 255с. - ISBN: 1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919393
  • Лаппо-Данилевский А.С. - Методология истории. - Издательство "Лань" - 2013 - 617с. - ISBN: 978-5-507-12534-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9969
  • СЕМЕНОВ Ю.И. (2016). История как реальный процесс, историческая наука (историология) и философия истории (историософия). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8166AFEC