• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Early Career Environmental Historians for a Sustainable Academia

Biasillo R., Hameeteman E., Kochetkova E. et al.

Environment and History. 2020. Vol. 26. No. 4. P. 617-621.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
The Oldest Notarial Documents Of Vicenza District, 1380 – 1465, With The Regestae Of The Documents, From The Collection Of N.P. Likhachev

Khvalkov E., Агеева Д. А., Shkil M. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. WP BRP 184/HUM/2019.

Actual Issues of Studying History of Islam

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет целью разобрать со студентами основные направления, теории и методы современного исламоведения, проработать с ними отдельные важнейшие источники по истории ислама и его изучения в Европе, США и России с учетом знаний и навыков, полученных студентами при изучении курсов по всемирной и российской истории в бакалавриате. Концептуально он исходит из постулатов постколониальной теории и новой имперской истории. Рассматриваются интеллектуальная и социальная история ислама, его меняющиеся дискурсы, ритуальные и социальные сети и практики, восприятие ислама в немусульманских обществах сквозь призму ориентализма. Проблематика учитывает как (1) переоценку наследия исламоведения колониальной эпохи, так и (2) тематический репертуар постколониальной ориенталистики, и (3) перспективы возможных исследований с учетом имеющихся источников на русском и основных европейских языках (английский, факультативно: немецкий, французский, итальянский). Такое трехчастное деление определяет содержание каждого из основных тематических блоков. Хронологически курс ограничивается в основном XVIII–XXI вв.: колониальной и постколониальной эпохами. Географически в нем представлены кейсы как в центре (Ближний Восток), так и на периферии мусульманского мира, оказавшаяся в составе и на пограничье колониальных империй (Кавказ, Поволжье, Северная Африка, Индонезия).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести студентов в исламоведение как специальную гуманитарную дисциплину на стыке востоковедения, отечественной и глобальной истории, разобрать с ними основные направления, теории и методы современного исламоведения, проработать отдельные важнейшие источники по истории ислама и его изучения в Европе, США и России с учетом знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения курсов по всемирной и российской истории в бакалавриате. Концептуально дисциплина исходит из постулатов постколониальной теории и новой имперской истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Общее представление о предмете, источниках и ис-ториографии исламоведе-ния.
  • Знание школ колониально-го исламоведения, их кри-тики в постколониальной теории, дискуссий о путях развития дисциплины в со-временном мире и России
  • Визуализация ислама как проблема исторического исследования. Основные подходы и методы изучения визуальных источников, связанных с исламом и мусульманскими обще-ствами, особенности визуальной пропаганды для мусульман.
  • Современное состояние источниковедения ислама
  • Оценка вклада исламоведения в развитие современных направлений истории
  • Умение применять подходы и методы истории и антропологии права к нормативным источникам мусульман
  • Умение корректно применять современные методики к анализу источников по суфизму и культу святых в исламе
  • Корректное понимание и различие понятий мусульманской духовной элиты (улемы) и духовенства в истории ислама, включая категории, специализация, социальные функции улемов в мусульманских обществах, их отличия от духовенства разных течений христианства.
  • Умение корректно применять дискурсивный анализ к источникам по истории мусульманского реформаторства. Деконструкция веберианских концепций о мусульманском протестантизме.
  • Анализ характерных ошибок и достоинств итоговых письменных работ по курсу
  • Знание источников и подходов к истории исламизации периферийных мусульманских обществ. Специфика традиционных мусульманских регионов России и ближнего зарубежья. Умение использовать методику исследований культурной памяти к материалам исламоведения.
  • Деконструкция ориенталистских страхов об исламе в (пост)колониальном мире. Знание практик легализированного исламом насилия и их трансформация за последние три столетия как реакция мусульман на (пост)колониальную глобализацию. Умение применять при изучении движений джихада дискурсивный и сетевой анализы.
  • Знание подходов к политической истории ислама. Понимание дискурсов халифата для социально-политического развития раннесредневекового и современных мусульманских обществ, характеристика протестных движений за халифат и имамат. Умение применять дискурсивный анализ и подходы политической антропологии к источникам по политической истории ислама.
  • Понимание единства и многообразия вероучения и религиозных практик, синкретизма в истории ислама, увлечения ориенталистов изучением «мусульманских сект» для развития исламоведения. Умение анализировать эту проблематику с опорой на новейшие методики исламоведения и общественных наук, включая анализ сетей и практик
  • Понимание общей специфики и региональных особенностей традиционной мусульманской школы, ее форм, уровней и трансформации в XIX-XXI вв. Оценка роли коллекций исламских рукописей в истории исламоведения. Умение анализировать современные типы источников знания в исламе и об исламе в киберпространстве. Умение применять современные методики изучения взаимоотношений знания и власти к этим источникам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Исламоведение в постколониальной исторической перспективе.
    Хронология и география дисциплины, ее основные понятия, справочники, издания источников в России и за рубежом
  • Ислам в ориентали-стике и ориентализме
    Военные переводчики, миссионеры и академические ученые в ко-лониальных империях. Наследие германской филологической и англо-американской социологической школы. Российско-советский и нидерландский случаи на периферии мусульманского мира
  • Образы ислама и мусульман в (пост)колониальном мире
    Ориентализм и орнаментализм в европейской и российско-советской беллетристике, искусстве, кинематографе. Мусульмане о колониальной Европе и России. Визуализация ислама в ХХ в. Арабеска и шамаиль. Плакаты и фото про и для мусульман
  • Историческая память исламизации. Ее воображаемая и историческая география, этапы и герои.
    Нарративы арабского завоевания в местной священной истории (хроники) и их критика европейскими востоковедами. Их региональные версии в России: Баб ал-Абваб (Дербент) и Булгар. Наблюдая реисламизацию
  • Политическое насилие в истории ислама.
    Вооруженный джихад как коллективная и индивидуальная обязанности (фард) мусульман. Изменения его смысла после колониального завоевания, войн на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Кавказе ХХ в. Постсоветские дискурсы джихада
  • Дискурсы религиозной и политической власти в (до)модерном мусульманском обществе.
    Халифат и имамат, их историческая и воображаемая география в центре и на периферии мусульманского мира. Принципы исламской геополитики: где и когда кончается дар ал-ислам? Политическая антропология ислама
  • Расколы и течения в исламе: их причины, последствия и толкования в исламоведении.
    Особенности шиитского ислама, его основные течения и исследователи. Синкретические учения: исмаилиты и бабиды.
  • Сети воспроизводства знания в исламе и об исламе.
    Медресе как трансрегиональные правовые центры, библиотеки и скриптории. Их колониальные и советские критики. Гибридные формы исламского образования в ХХ в.: худжры и постсоветские исламские вузы. Изучение ислама в киберпространстве
  • Правовой плюрализм шариатской юстиции
    Источники, принципы и отрасли исламского права (фикх). Правовой обычай (ʻадат) и фикх в колониальную и советскую эпохи. Полуавтономное социальное поле шариатских судов
  • Гибридные и спорные составляющие ислама
    Исламский мистицизм (суфизм) в исторической перспективе. Его организация и практики. Нарративы, сети и практики культа мусульманских святых (аулийаʼ), его мусульманские и ориенталисткие критики
  • Мусульманская духовная элита (ʻуламаʼ) в интеллектуальной и социальной истории.
    Конструирование мусульманского духовенства в сети региональных муфтиятов на окраинах (пост)колониального мира.
  • Социальная история исламского реформаторства
    Проекты преобразований исламского образования, права и политики в (пост)колониальную эпоху. Полный и относительный иджтихад в учениях ваххабитов и джадидов в России и за рубежом
  • Заключение
    Обсуждение итогов курса, перспектив специализации студентов по проблематике курса с учетом востоковедных ресурсов Санкт-Петербурга
  • Личность, гендер и общество в истории ислама
    Биография пророка Мухаммада как жанр исламской традиции (сира) и объект ориенталистского исследо-вания. Культ ʻАли ибн Аби Талиба у шиʻитов. Мусульманка в семье и обществе. В поисках мусульманской индивидуальности (subjectivity)
  • Преодолевая скриптурализм
    Коран, сунна Пророка (хадисы) и местная исламская письменная традиция (таклид) в истории понятий. Их переводы в Европе и России. Религиозная полемика и научная критика исламского письменного предания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий руководство дискуссией на семинаре
  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий собеседование
    Промежуточное устное собеседование проводится по темам прочитанных в первом модуле лекций и текстам, которые обсуждались в ходе семинарских занятий (выбор вопроса – по усмотрению преподавателя), время на подготовку – 15-20 мин.
  • неблокирующий Экзамен
    оценка за итоговую письменную работу
  • неблокирующий руководство дискуссией на семинаре
  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий собеседование
    Промежуточное устное собеседование проводится по темам прочитанных в первом модуле лекций и текстам, которые обсуждались в ходе семинарских занятий (выбор вопроса – по усмотрению преподавателя), время на подготовку – 15-20 мин.
  • неблокирующий Экзамен
    оценка за итоговую письменную работу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.126 * руководство дискуссией на семинаре + 0.09 * собеседование + 0.084 * Участие в работе на семинарах + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Asadullah, M. N. (2016). Trust, trustworthiness, and traditional Islamic education. Oxford Development Studies, 44(2), 152–166. https://doi.org/10.1080/13600818.2015.1104294
  • Crews, R. (2003). Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10A75039
  • Glenn Bowman. (2019). Shared Shrines and the Discourse of Clashing Civilisations. Entangled Religions - Interdisciplinary Journal for the Study of Religious Contact and Transfer. https://doi.org/10.13154/er.9.2019.108-138
  • Kemper, M. (2005). ’Adat against Shari’a: Russian Approaches toward Daghestani “Customary Law” in the 19Th Century. Ab Imperio, (3), 147–174. https://doi.org/10.1353/imp.2005.0086
  • Knysh, A. (2012). Islam and Arabic as the Rhetoric of Insurgency: The Case of the Caucasus Emirate. Studies in Conflict & Terrorism, 35(4), 315–337. https://doi.org/10.1080/1057610X.2012.656343
  • M. Kemper. (2015). Imperial Russia as Dar al-Islam? Nineteenth-Century Debates on Ijtihad and Taqlid among the Volga Tatars. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FCA99438
  • Moosa, E. (2015). What Is a Madrasa? Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1098861
  • RB. (2017). The Cambridge History of Islam (1977). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B6641E90
  • Sartori, P. (2010). Towards a History of the Muslims’ Soviet Union: A View from Central Asia. Welt Des Islams, 50(3/4), 315–334. https://doi.org/10.1163/157006010X544313
  • Sartori, P. (2018). ¡Viva La Filología! Or, The Freedom of Critical Thinking. Ab Imperio, 19(3), 427–435. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=133954101
  • Schimmelpenninck van der Oye, D. (2002). Orientalizm —— Delo Tonkoe. Ab Imperio, (1), 249–264. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=33007819
  • Sela, R. (2011). The Legendary Biographies of Tamerlane : Islam and Heroic Apocrypha in Central Asia. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=366158
  • Sykiainen, L. (2017). The Islamic concept of the Caliphate: basic principles and a contemporary interpretation ; Исламская концепция халифата: базовые принципы и современная интерпретация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8720D617
  • Tolz, V. (2011). Russia’s Own Orient : The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Periods. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=381002
  • Wilcox, A. (2018). Orientalism and Imperialism : From Nineteenth-Century Missionary Imaginings to the Contemporary Middle East. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1854408
  • Бартольд В. В. - ИСЛАМ. КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-05833-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/islam-kultura-musulmanstva-441724
  • Гараев Данис. (n.d.). Идеология русскоязычного джихадизма до ИГИЛ: рецепция советского как рождение постсоветского радикализма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fideologiya-russkoyazychnogo-dzhihadizma-do-igil-retseptsiya-sovetskogo-kak-rozhdenie-postsovetskogo-radikalizma
  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. II:, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abashin, S. (2014). A Prayer for Rain: Practising Being Soviet and Muslim. Journal of Islamic Studies, 25(2), 178–200. https://doi.org/10.1093/jis/etu020
  • Arapov, D. (2011). State Control over Islam in Imperial and Soviet Russia ; Государственное регулирование ислама в Российской империи и Советском Союзе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8ABFB91
  • Chittick, W. C. (2008). Sufism : A Beginner’s Guide. Oxford: Oneworld Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=218393
  • Dudoignon, S. A. (2017). The Politics of Knowledge in Central AsiaSarah AMSLER. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EAF622DC
  • Hallaq, W. B. . (DE-588)137837224, (DE-627)596142196, (DE-576)168056356. (2009). Shariʿa theory, practice, transformations Wael B. Hallaq. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.304423270
  • Hamid, T. (2015). Inside Jihad : How Radical Islam Works; Why It Should Terrify Us; How to Defeat It. [Mountain Lake Park, Maryland]: D Street Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1202692
  • Kalinovsky, A. M., & Kemper, M. (2015). Reassessing Orientalism : Interlocking Orientologies During the Cold War. Abingdon, Oxon [UK]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955727
  • Kemper, M., & Shikhaliev, S. (2015). Qadimism and Jadidism in Twentieth-Century Daghestan. https://doi.org/10.5167/uzh-131761
  • Knysh, A. D. (2017). Islam in Historical Perspective (Vol. 2nd. edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1404076
  • Lappin, Y. (2011). Virtual Caliphate : Exposing the Islamist State on the Internet (Vol. 1st ed). Dulles, Va: Potomac Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=388799
  • Markiewicz, C. (2019). The Crisis of Kingship in Late Medieval Islam : Persian Emigres and the Making of Ottoman Sovereignty. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2202425
  • Oliver-Dee, S. (2009). The Caliphate Question : The British Government and Islamic Governance. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287424
  • Reyntjens, F. (2016). Legal Pluralism and Hybrid Governance: Bridging Two Research Lines. Development & Change, 47(2), 346–366. https://doi.org/10.1111/dech.12221
  • Said, M. M. T., Umachandran, K., & Don, A. G. (2018). Innovation in Islamic Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5193D13
  • Vacca, A. (2017). Non-Muslim Provinces Under Early Islam : Islamic Rule and Iranian Legitimacy in Armenia and Caucasian Albania. New York, NY: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1613535
  • Varisco, D. M. (2017). Reading Orientalism : Said and the Unsaid (Vol. 2nd ed). Seattle: University of Washington Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1443943
  • Червонная С.М. - Искусство и религия: Современное исламское искусство народов России - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 601с. - ISBN: 5-89826-287-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77140