• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Museology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса «Музееведение» является знакомство студентов с историей музеев, практикой музейного дела и основами музееведения как научной дисциплины. В задачи курса входит раскрытие базовых понятий и понятийно-категориального аппарата музееведения, рассмотрение этапов развития музейного дела и музееведения XVI–XXI вв., показ структуры и основных функций музеев, демонстрация спектра современных направлений исследований. В результате освоение учебной дисциплины студенты также иметь представление о герменевтике музейных экспозиций и опыт их интерпретации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - освоение основных понятий музееведения;
  • - формирование представления об истории, теории и практике музейного дела;
  • - знакомство с современными подходами к изучению музеев в прошлом и настоящем
  • - развитие навыка интерпретации музейной экспозиции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент воспроизводит основные термины и понятия музееведения, формулирует разные принципы периодизации музееведения
  • студент воспроизводит основные этапы истории европейского и российского музейного дела, истории музееведения
  • студент воспроизводит принципы и процедуры фондово-хранительской, исследовательской и выставочной деятельностей музея; оценивает их значимость; применяет полученные знания для интерпретации музейных экспозиций
  • студент формулирует разные подходы к изучению национальных музеев; объясняет преимущества и недостатки
  • студент воспроизводит основные термины и понятия в области современных критических исследований наследия; воспроизводит этические и академические аргументы в дискуссиях о деколонизации музеев.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия и периодизация музееведения
    Дискуссии об определении музея (ИКОМ 2007 и 2019). Основные классификации музеев. Функции музея: хранение, научно-исследовательская работа, коммуникация (экспонирование). Основные понятия музееведения: музейный предмет, коллекция, музеальность, музеефикация, экспозиция, временная выставка, наследие. Взгляды на место музееведения в системе наук: наука, дисциплина, область исследований. Периодизации музееведения – критерий «музейных революций» (А. Бауэр, П. ван Менш, Л. Мейер-ван Менш), критерий эмансипации музеологии (З. Странский).
  • История музейного дела и музееведения XVI–XVIII вв.
    Античный мусеон, частное коллекционирование эпохи эллинизма и средних веков, ризницы и королевские сокровищницы. Протомузейные учреждения эпохи Ренессанса и Просвещения: кабинеты, галереи, кунсткамеры XVI–XVIII вв. Галерея Уффицы, «музеум» Оле Ворма, Британский музей. Протомузейные учреждения в России. Петровская Кунсткамера, основание Академии Художеств и Эрмитажа. Донаучная стадия музееведения (XVI–XIX в.): каталоги коллекций, музеография, «философская музеология». Ренессансная и классическая эпистемы в музеях.
  • История музейного дела и музееведения XIX в.
    Преобразование протомузейных учреждений и коллекций в музеи. Утверждение идеи публичного музея: Британский музей и Лувр. Всемирные выставки. Первый «музейный бум», демократизация и профессионализация музейного дела в Европе. Распространение европейской модели музея в колониальных владениях. Проекты создания российского национального музея Ф. П. Аделунга, Г. фон Вихмана. Разделение Кунсткамеры на профильные музеи. 1812 год и военно-исторические музеи. Румянцевский музей. Сельскохозяйственный музей. Исторический музей. Русский музей. Региональные музеи при статистических комиссиях и научных обществах. Современная эпистема в музеях.
  • История музейного дела и музееведения XX в.
    Эмпирически-описательная стадия музееведения (рубеж XIX–ХХ вв.): И.Г.Т. фон Грассе и «Журнал по музеологии и антиквароведению», дискуссии о целях и задачах музеев (Д.Б. Гуд и И.Б. Гилман), «полезный музей» Д.К. Дана. Музеи при диктатурах (Германия, Италия). Революции 1917 года в России и задача сохранения культурного наследия. Расширение музейной сети и новые типы музеев. Первый Всероссийский музейный съезд 1930 года и становление советского музееведения. Международное музейное сотрудничество (ИКОМ, ИКОФОМ), расширение тематики и организационных форм музеев, переориентации музеев с исследований и просвещения на развлечение и социальный активизм. «Музейный бум» 1960–80-х годов и развитие туризма. Сенежская студия и советский музейный дизайн. Развитие музееведения в НИИ и ВУЗах. Отказ от советской идеологии и музеефикация «трудного» прошлого (Музей истории Гулага, Еврейский музей и центр толерантности). Стадия теории и синтеза в музееведении (вторая половина ХХ в.): чехословацкая школа, «Новая музеология», современные подходы в музееведении.
  • Музейная коммуникация
    Функции музейной коммуникации: создание, сохранение, организация и распространение информации. Модели музейной коммуникации. Коммуникация в интерпретации экспонатов (кураторами, посетителями). Музей как пространство межличностной и социокультурной коммуникации. Формирование интерсубъективности и производство общего знания. Проектирование экспозиции: концепция, отбор предметов, тематико-экспозиционный план, разработка дизайнерского решения, тексты и экспликации.
  • Хранение и материальность музея
    Принципы и процедуры учета и хранения экспонатов. Консервация и реставрация предметов: минимизация вмешательства, обратимость, сохранение/реконструкция «исходного состояния». «Материальный поворот» и музееведение. Культурная биография и агентность музейного предмета: бытование, музеефикация, хранение, реставрация, экспонирование. Телесность посетителей и архитектура музея.
  • Исследовательская деятельность в музее
    Музейное исследование и музеологическое исследование. Исследовательская работа и экспертное знание. Прикладное (суммативное) и базовое исследования в музееведении и профильных дисциплинах. Предметно-ориентированные и общинно-ориентированные музеологические исследования. Особенности музейного исследования (опора на классификации, описательность, предметность, индуктивность). Предмет как источник и иллюстрация музейного исследования. Исследовательская составляющая хранения и реставрации. Исследования в антропологических, исторических, художественных, естественно-научных музеях. Переход от научно-исследовательской модели музея к образовательно-развлекательной (1970–80-е года).
  • Национальные музеи и национализм
    Определения национального музея. Публичная история в музее: материализованная память о прошлом и представления о будущем в политическом настоящем. Декларируемый демократизм и проблема элитизма (П. Бурдье). Воспитание гражданина в музее: экспозиционный комплекс (Т. Беннет). Музеи и «воображаемые сообщества» (Б. Андерсен). Репрезентационные стратегии национальных музеев: интерпретативная и нарративная. Парадигмы интернационализма, национализма, идеологической ангажированности. Российский этнографический музей как пример национального музея.
  • Критические исследования наследия и «деколонизация» музеев
    Исследования наследия: история формирования дисциплины. Конструирование наследия в выставочных практиках. Наследие как места памяти. Темпоральность наследия: переосмысление прошлого в настоящем, материальная консервация и ценностная изменчивость. Политика наследия: утверждение и оспаривание социального порядка в менеджменте наследия. Ценность аутентичности: наследие между академическим музеем и парком развлечения. Постколониальный контекст и институциональная критика музеев. Проблема реституции наследия в антропологии. Стратегии деколонизации музея: репрезентация меньшинств, современности, городской жизни, личных историй, современного искусства, коллаборативность, антиколониализм. Индигенные музеи. Случай советской «деколонизации» этнографического музея.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание обязательной для прочтения литературы и участвовать в дискуссии по ее содержанию. Студент должен показать умение обобщать и критически анализировать заданную литературу. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, активности, качества участия в дискуссии. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае, если более половины группы не подготовились к семинару, преподаватель может дать студентам практическое задание (напр. анализ исторической фотографии музейной экспозиции). В случае пропуска занятия по уважительной причине студент имеет право отработать этот пропуск в пределах недели.
  • неблокирующий Доклад с презентацией
    Студент должен сделать доклад с презентацией на семинаре на тему герменевтики выбранной музейной экспозиции. Преподаватель оценивает самостоятельность работы, логику и аргументированность суждений, способность студента использовать музееведческие понятия и исследовательские приемы, качество презентации. В случае невозможности сделать публичный доклад, студент может подготовить эссе с электронной презентацией.
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов; умение анализировать, систематизировать и обобщать информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; знание основных этапов истории музейного дела и музееведения, особенностей музейной коммуникации и проектирования экспозиции; понимание принципов хранительской и реставраторской работы, материального поворота в музееведении; представление об исследовательской работе в музее, специфике национальных музеях и их роли в исследованиях национализма; знание основных направлений и подходов в области критических исследований наследия и проблем деколонизации музеев. Допускается опрос по материалам всего курса за пределами тематики билетов. Если студент показал хорошую работу на семинарах и сделал качественный доклад с презентацией или эссе, то за экзамен выставляется автоматом отличная оценка .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад с презентацией + 0.4 * Итоговый устный экзамен + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Музееведение, Тельчаров, А.Д., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство коллекционирования. Коллекционирование как форма культуральной деятельности, Таньчук, Р., Третьяков, В.П., 2016
  • Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты, Юренева, Т.Ю., 2011