• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Place and Nature: Essays in Russian Environmental History

Edited by: D. Moon, N. Breyfogle, A. Bekasova.

White Horse Press, 2021.

Book chapter
Lev Trotskii’s Experiences of Autobiography: My Life and Its Antecedents

Reznik A.

In bk.: Personal Trajectories In Russia’s Great War And Revolution, 1914–22. Biographical Itineraries, Individual Experiences, Autobiographical Reflections. Vol. 9: Russia's Great War and Revolution. Slavica Publishers, 2021. P. 333-353.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

The History of World War II

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Александров Кирилл Михайлович

Александров Кирилл Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках эксклюзивного авторского курса планируется выработать у студентов целостное представление об истории Второй мировой войны, как абсолютной гуманитарной катастрофе, сопровождавшейся гибелью десятков миллионов людей, самом значительном по своим масштабам и последствиям конфликте в истории человечества, для которого были характерны ожесточенная вооруженная борьба, идеологическое, политическое, экономическое и духовно-психологическое противостояние враждебных коалиций. Для достижения поставленной цели предполагается сформировать у слушателей комплексное и разностороннее понимание причинно-следственных связей, механизма и последствий Второй мировой войны, в значительной степени предопределивших социальные процессы, происходившие в послевоенном мире, а также его состояние и общественное устройство при помощи акцентации внимания на наиболее тематически значимых и актуальных проблемах. Особое внимание предполагается уделить мифологии, микроистории, многообразию реакций и вариативности человеческого поведения в экстремальных обстоятельствах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выявляет научную сущность проблем в профессиональной области (оценивает понятийный аппарат и проблематику историко-научных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников)
  • решает проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза (выделяет основные тезисы прочитанной литературы и обобщает прочитанный материал)
  • работает с информацией: находит, оценивает и использует информацию из разных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач, в том числе на основе системного подхода (владеет навыками обобщения и анализа специальной научной литературы);
  • критически оценивает накопленный опыт, умеет переосмыслять профессиональную и социальную деятельность (анализирует содержание прочитанной литературы, выделяя основные тезисы автора и критически оценивая убедительность приведенных аргументов, способен провести сравнение разных авторов, пишущих на одну тему, анализирует и критически оценивает тезисы других студентов, выдвигаемые в ходе устной дискуссии и полемики);
  • осуществляет поиск и анализ исторических источников (читает указанную в программе литературу и адекватно воспроизводит ее содержание, способен критически оценивать источники);
  • самостоятельно выявляет источники информации, необходимые для решения профессиональных задач (самостоятельно находит литературу в электронных базах данных, электронных каталогах и на бумажных носителях); – учитывает социокультурные различия в профессиональной деятельности (понимает научную литературу, написанную в рамках историографической традиции, отличной от традиции отечественной историографии, и способен выделить и проанализировать эти отличия);
  • Цель освоения дисциплины «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.» заключается в ознакомлении студентов с основными проблемами истории Второй мировой войны, а также с основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной историографии. Курс направлен на развитие у студентов умений анализировать специальную историческую литературу, вести научную дискуссию и публично представлять результаты исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении и назвать основные проблемы истории ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, понимает разницу между предпосылками (истоками, условиями) ВМВ и её непосредственными причинами
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями о начальном этапе ВМВ (от Польской кампании 1939 до открытия Восточного фронта в 1941)
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями об особенностях устройства нацистского государства
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями о причинах, механизме и последствиях нацистского геноцида
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями об особенностях устройства советского государства
  • Студент имеет представления о содержании темы и коалиционной войне, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о формировании, составе и распаде гитлеровской коалиции
  • Студент имеет представления о содержании темы и коалиционной войне, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о формировании, составе, борьбе и преимуществах антигитлеровской коалиции
  • Студент имеет представления о содержании темы и понимает значение стратегической битвы для исхода войны, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о главных стратегических битвах ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о причинах, содержании, противоречиях и последствиях оккупационной политики нацистов и их союзников
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о проблеме военного плена и принудительного труда в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об особенностях борьбы партизан и участников Сопротивления в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об особенностях борьбы партизан и участников Сопротивления в годы ВМВ Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об истории и противоречиях жизни русской диаспоры за рубежом в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о причинах, основных формах, механизме и последствиях сотрудничества с противником в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, понимает проблему микроистории и частной человеческой реакции, поведения в экстремальных обстоятельствах массового насилия в условиях войны
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об итогах и результатах ВМВ, причинах победы антигитлеровской коалиции, противоречиях между победителями, причинах начала «холодной войны», дискуссионных оценках демографических потерь, понимает значение ВМВ в исторической памяти
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальные и дискуссионные проблемы истории Второй мировой войны (ВМВ).
    Гуманитарная и демографическая катастрофа в истории. Последствия Великой войны 1914-1918 гг. Международные противоречия в 1930-е гг. Проблема предотвращения войны. Нацистская экспансия, создание антигитлеровской коалиции и внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Третий рейх и СССР в годы ВМВ. Страны гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Стратегические битвы, роль и значение разных театров военных действий (ТВД). Ужесточение войны. Холокост-Шоа и геноцид. Оккупация, плен и принудительный труд. Русское Зарубежье в годы ВМВ. Сопротивление и коллаборационизм. Микроистория и современник катастрофы. Демографические потери. Результаты и последствия ВМВ
  • Истоки и причины ВМВ
    Международные отношения после Великой войны 1914–1918 гг. Кризис Версальской системы. Внешнеполитические доктрины фашизма и нацизма. Доктрина ВКП(б). «Гонка вооружений». Внешняя политика Японии и японо-китайская война 1937–1945 гг. Значение азиатского ТВД, битва за Ухань (1938). Международные отношения в 1930-е годы. Мюнхенское соглашение 1938 г. и крушение политики «умиротворения». Советско-германские отношения и XVIII съезд ВКП(б). Вооруженные Силы, экономики и ресурсы первых держав мира (1939). Переговоры о создании системы «коллективной безопасности». Первый советско-германский пакт (1939). «Вторая империалистическая война» в планах А. Гитлера и И. В. Сталина.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения (1 сентября 1939 – 21 июня 1941).
    Вооруженная борьба на разных ТВД, создание антигитлеровской коалиции. Польская кампания. Второй советско-германский пакт. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Нацистская агрессия в Европе, разгром Франции, формирование гитлеровской коалиции и сопротивление Великобритании. Присоединение к СССР Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-германские переговоры в Берлине (1940). Советское и германское оперативное планирование. Внешняя политика США и закон о «ленд-лизе» 1941 г. Советско-японский пакт. Военно-политическая ситуация накануне нападения Германии на СССР.
  • Третий рейх в годы Второй мировой войны.
    Цели участия в войне. Особенности гитлеровского государства в режиме военного времени. Лидеры. Нацистская доктрина и практика. Ужесточение войны. Экономика и ресурсы. Вооруженные Силы и эффективность военных усилий. Военачальники. Террор, концлагеря и репрессивная система. Культура и пропаганда. Нацистская мистика и оккультизм. Культ героев. Немецкое общество и сопротивление режиму.
  • Холокост-Шоа и геноцид в годы ВМВ
    Понятие Холокоста-Шоа и геноцида. Антисемитизм в Третьем рейхе. Идеологические и расовые установки нацистов. Холокост-Шоа в начальный период войны. Гетто. Планирование истребительной войны на Востоке. Уничтожение нацистами советских и европейских евреев. Ванзейская конференция 1942. Концлагеря в Польше. Холокост-Шоа и союзники рейха. Холокост-Шоа и коллаборационисты. Геноцид и уничтожение других групп населения. Общественная реакция. Сопротивление. Современный ревизионизм и его критика.
  • Советский Союз и ВКП(б) в годы ВМВ
    Цели участия в войне. Политическое устройство и особенности советского государства в режиме военного времени. Доктрина и практика ВКП(б). Лидеры. Ужесточение войны. Экономика и ресурсы. Вооруженные Силы и эффективность военных усилий. Военачальники. Террор, ГУЛАГ и репрессивная система. Власть и голод, трагедия Ленинграда. Культура и пропаганда. Культ героев. Отечественная война и массовое сознание. Церковно-государственные отношения. Сопротивление режиму. Значение военных усилий СССР и их роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции.
  • Страны гитлеровской коалиции в годы ВМВ.
    Союзники рейха (Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия и др.). Цели участия в войне. Проблема Финляндии и значение её военных усилий для борьбы на советско-германском фронте. Япония во ВМВ. Причины слабости гитлеровской коалиции. Военные преступления.
  • Страны антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
    Участники антигитлеровской коалиции. Цели участия в войне. Атлантическая хартия (1941). США во ВМВ. Ресурсы и военное производство, значение «Ленд-лиза». Встречи глав государств антигитлеровской коалиции. Проект «Манхэттен». Причины превосходства антигитлеровской коалиции. Нейтральные государства. Военные преступления.
  • Стратегические битвы и операции ВМВ
    Понятие стратегической битвы. Роль и значение разных ТВД (Азиатский, Западный и Средиземноморский, Атлантика, Африканский, Восточный фронт, проблема «второго фронта»). Битва за Англию 1940 г. Московская битва 1941/42 гг. Битва у атолла Мидуэй 1942 г. Битва при Эль-Аламейне 1942 г. Сталинградская битва 1942/43 гг. Битва за Тунис и Курская битва 1943 г. Битва за Апеннины 1943 г. Операция «Оверлорд» 1944 г. Арденнская операция 1945.
  • Нацистская оккупационная политика в годы ВМВ
    Гитлеровская геополитика и концепция «жизненного пространства». Расовая доктрина. Особенности нацистской оккупации в Польше и Восточной Европе. «Новый порядок» в Западной Европе и статусы местных властей. Оккупация на Балканах. Концепция «объединенной Европы». Особенности и противоречия оккупационной политики на территории СССР. Колонизационные проекты Рейха. Военные преступления, евгеника и эвтаназия. Утопизм. Антигитлеровская оппозиция и оккупационная политика на Востоке.
  • Плен и принудительный труд в годы ВМВ.
    Международные соглашения о плене. Третий рейх, СССР и проблема военного плена. Статистика. Преступления против военнопленных. Военнопленные на стороне противника. Проблема принудительного труда. Иностранные рабочие в рейхе.
  • Партизанское движение и Сопротивление в годы Второй мировой войны
    Статус партизан и участников Сопротивления. Тактика, методы, эффективность и противоречия партизанской борьбы. Партизанская борьба и Сопротивление в Восточной Европе. Сопротивление в Западной Европе. Особенности партизанской борьбы на Балканах. Коммунистические и национальные партизанские формирования. Партизанская борьба и подполье на оккупированных территориях СССР.
  • Русское Зарубежье в годы Второй мировой войны
    Феномен и география Русского Зарубежья к 1939 г. Воинские и общественные организации эмиграции. Русские эмигранты и война Германии против СССР. Участие русских эмигрантов в движении Сопротивления. Русские эмигранты и Третий Рейх. Русский Корпус на Балканах. Русские эмигранты и «подсоветские» люди в Европе. Русские православные юрисдикции. Русские эмигранты в странах антигитлеровской коалиции. Русские эмигранты в Маньчжурии. Русская эмиграция и репатриации 1945–1947 гг.
  • Коллаборационизм в годы ВМВ
    Понятие коллаборационизма. Особенности коллаборационизма в Западной и Восточной Европе, на Балканах, и на оккупированных территориях СССР. Экономический, культурный, бытовой и военно-политический коллаборационизм. Советские граждане на стороне противника. Власовское движение. Вторая «волна» российской эмиграции. Послевоенные репрессии
  • Современник катастрофы: человек на обочине войны
    Человек в эпоху массового насилия и частные свидетельства о нем. Обыватель и война. Фронтовой и тыловой быт. Феномен оккупации. Ненависть и сострадание на войне. Церковь и религия. Человек на пороге смерти. Женщины и дети на войне.
  • Итоги ВМВ
    Политические, территориальные, социально-экономические и идеологические итоги ВМВ. Создание ООН. Потсдамская конференция 1945 г. Разделение Европы, проблема «железного занавеса». Возникновение советских и просоветских режимов в Восточной Европе и Азии. Нюрнбергский процесс 1945–1946 гг. Репатриации и депортации. Демографические потери. Дискуссия о демографических потерях СССР. Продолжение вооруженной борьбы в странах Восточной и Средней Европы, причины и начало «холодной войны». Колониальный кризис (Британии, Голландии, Франции). Война в мировой культуре и исторической памяти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * доклад + 0.12 * письменная домашняя работа + 0.12 * письменная проверочная работа (тест) + 0.12 * участие в работе на семинаре + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bartov, O. (2003). Germany’s War and the Holocaust : Disputed Histories. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671355

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, C. (2010). Longest Day, The : The D-Day Story, June 6th, 1944. London: Tauris Parke Paperbacks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345575
  • Weiner, A. (2002). Making Sense of War : The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430829