• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Russia in the Period of Revolution and Civil War

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В событийно-хронологическом плане, курс посвящен событиям революции и гражданской войны в России в 1917-1922 год. В предметно-проблемном плане - это курс, посвященный идеям и практикам власти. Во введении обсуждаются новые подходы к истории революции и гражданской войны. В первых занятиях затрагиваются проблемы политических идеологий, проектов и программ (целей и задач революции), образов будущего и утопий. Из традиционной событийной составляющей внимание уделяется развитию революции как социально-политическому процессу и политическим институтам в исследуемый период. Три темы, дающее введение в концептуальное переосмысление политической истории революции: язык и пропаганда, класс и гендер, символика, ритуалы и мифы революции. Отдельное внимание уделяется визуальным кодам пропаганды, образам власти, персонализированных авторитетов, (де)сакрализации вождей, а также образам и практикам насилия: от войны и террор. Тема (интер-)национального в революции проблем империи и мировой революции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами навыками анализа исторических источников по теме курса
  • формирование навыков презентации темы исследования в письменной и устной форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и оперировать терминологией, знать основную историографию
  • Знать, уметь анализировать и сравнивать разные идеологические и программные документы основных политических движений и партий
  • Знать, уметь анализировать основные политические процессы во время революции от Февраля 1917 года до событий 1921-22 годов
  • Знать, анализировать деятельность правительств и правящих политических групп и партий
  • Знать современные подходы к изучению политического языка, анализировать практики коммуникации в контексте политических конфликтов и пропаганды.
  • Знать подходы к изучению социальных классов, истории рабочего класса, роль языка в конструировании социальных идентичностей, анализировать практики и образы классов в контексте революции и социалистических теорий
  • Знать основные понятия и термины культурной антропологии в связи с историческими исследованиями роли символов и ритуалов в политических процессах революции
  • Уметь анализировать визуальные источники периода революции
  • выделять приемы и "коды" пропаганды агитационных плакатов
  • Знать основные современные подходы к изучению гендерной истории революции
  • знать основные подходы к изучению культов личности
  • анализировать практики конструирования образов политических лидеров
  • знать основные дискуссии вокруг природы насилия в эпоху мировых войн и революций
  • анализировать риторические приемы легитимации политического насилия
  • знать дискуссии вокруг проблемы соотношения национального и интернационального в политических практиках революции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: новая политическая история революции и гражданской войны?
    Понятия и дискурсы о революции. Социальная и политическая революции. Хронология и география. Культурная политика и политическая культура. Политический язык. Символы как предмет исторического исследования. Старые и новые подходы к изучению революции. Особенности революционной ситуации в России в 1905 и 1917 годах. Современная историография проблемы революции и актуальные дискуссии. Источники. Открытые ресурсы. Проблема столетнего юбилея революции и современная память о революции в российском обществе.
  • Идеи: представления о целях революции, политические идеологии, проекты и программы, образы будущего и утопии.
    Общественно-политическое и идеологическое размежевание в российском обществе: конец XIX – начало XX века. Идеологические традиции: консерватизм, либерализм и социализм. Социалистическая традиция и российские революционные движения, партии. Либерализм в общественно-политическом пространстве поздней Российской империи и проблемы революционной стратегии оппозиционной интеллигенции. Программные документы основных политических партий и движений: Партия народной свободы, Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров. Сравнительная история программных документов: общее и различное. Политическое воображение и утопии. Модерные и традиционные, религиозные элементы революционного самосознания. «Новый человек».
  • Практики: развитие революции как социально-политический процесс
    Революционная ситуация. Февральское восстание: спонтанное и организованное. Складывание двоевластия и общественные настроения. Аграрные беспорядки. Забастовочное движение и рабочий контроль. Апрельский кризис. Июньская демонстрация. События 3-5 июля 1917 г. Корниловское выступление. Большевизация советов. Октябрьское вооруженное восстание. Декреты о мире и земле. Начало гражданской войны. Борьба вокруг Учредительного собрания. «Триумфальное шествие советской власти». Кризис, оппозиция и антибольшевистские выступления рабочих и крестьян. Мятеж чехословацкого корпуса. Левоэсеровский мятеж. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к НЭПу - конец революции?
  • Власть: политические институты и режимы.
    Состав и деятельность Временного правительства. Комиссары и комитеты общественной безопасности. Петроградский совет и ЦИК. Коалиционные правительства. Государственное совещание. А.Ф. Керенский и Л.Г. Корнилов. Демократическое совещание и Предпарламент. Центробалт. Военно-революционный комитет и Октябрьская революция. Совет народных комиссаров и Всероссийский центральный исполнительный комитет. Всероссийское учредительное собрание. Чрезвычайные органы советской власти. Казачье самоуправление на Дону и Кубани. Сибирский автономизм и Временное сибирское правительство. Комитет членов Учредительного собрания и Директория. Верховный правитель России А.В. Колчак. Вооруженные силы Юга России. Северная область и Северо-Западное правительство. Правительство Юга России. Центральная Рада, атаманщина и повстанцы. Дальневосточная республика.
  • Языки революции
    Политическая коммуникация, информация и пропаганда, взаимодействие формальных и неформальных практик. Революционизация языка.
  • Пропаганда и агитация
    Печатная и визуальная пропаганда как исторический источник. Язык коммуникации с читателем в контексте революции. Листовка как источник: типы и язык коммуникации. Сатира. Митинг как повседневная практика революции. Репертуары и ритуалы массовых демонстраций.
  • Символ: ритуалы и мифы.
    Новая культурная история и символико-ритуальные аспекты революции. Популярные образы революции. Символы старого строя как объект десакрализации. Новые символы революции в контексте борьбы за власть. Новые ритуалы революции: праздники свободы, митинги, демонстрации. Политическая культура революции как концепт для анализа социальных и политических революций. Складывание советской политической культуры и символической политики.
  • Визуальные коды пропаганды.
    Визуальная пропаганда как исторический источник. Агитационный плакат как жанр. Иконография революции: знаки, символы, сюжеты, аллегории. Героизация и демонизация. Мобилизационный потенциал визуальной пропаганды.
  • Класс: идентичность и язык.
    Марксизм, теория социальных классов и классовой борьбы. Язык классовой самоидентификации и классового антагонизма. «Антибуржуазные» нарративы до и после 1917 года. Образ и культ трудящихся. Пролеткульт и «попутчики». Теория авангарда революции. Крестьянство и интеллигенция. «Бывшие люди».м
  • Гендер: идеология, маскулинность и феминность.
    «Женский вопрос» до и после революции: борьба за равноправие. Гендерные роли в годы революции. «Женские батальоны». Феминистское, социалистическое и большевистское движения женщин. А.М. Коллонтай. Гендер и насилие в годы гражданской войны. Сексуальная революция. Женотделы. «Новая женщина» и «новая семья».
  • Авторитет: (де)сакрализация вождей
    Традиционное восприятия власти: от царистского к революционному дискурсу. А.Ф. Керенский и рождение современного культа вождя в революции. Понятие культа личности в контексте революции. В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и вождизм. Понятие сакрального, практики сакрализации образов политиков. Культурная преемственность политических режимов.
  • Насилие: войны и террор
    Проблема насилия в контексте революционного действия: акторы, практики, институции. Индивидуальный террор и массовый террор. Гражданская война как высшая форма революционного и контрреволюционного насилия. Дискурс о терроре: официальный и неофициальный. Сакрализация «красного террора». Идеологическое обоснование гражданской войны в дискурсе большевиков. Погромы.
  • Имперское, национальное, интернациональное в революции
    Идеи интернационализма и национализма в контексте политических движения XIX – начала XX века. Антиимперские национальных движений в 1905-1907 годы. Центроазиатское восстание 1916 года. Национальное движение в Украине как катализатор политического кризиса власти. Проекты мирного разрешения национального вопроса. Дискуссии на Демократическом совещании. Национальные политические партии и революционный процесс. Октябрьская революция и Наркомнац. Независимость Финляндии. Советско-украинские войны. Декларации советской власти по национальному вопросу и их реальное воплощение в образовании СССР. Мировая революция и Коммунистический интернационал.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Figes, O., & Kolonitskii, B. I. (1999). Interpreting the Russian Revolution : The Language and Symbols of 1917. New Haven, Conn: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=52952
  • Morgan, K. (2017). International Communism and the Cult of the Individual : Leaders, Tribunes and Martyrs Under Lenin and Stalin. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1232213
  • Великая русская революция, 1905-1921, Стейнберг, М., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A State of Nations : Empire and Nation-making in the Age of Lenin and Stalin, edited by Ronald Grigor Suny, and Terry Martin, Oxford University Press, Incorporated, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=430519.
  • Bergman, J. (2019). The French Revolutionary Tradition in Russian and Soviet Politics, Political Thought, and Culture. Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2218596
  • James Ryan. Lenin's Terror : The Ideological Origins of Early Soviet State Violence. Routledge, 2012. https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=981651
  • Kolonitskii , Boris Ivanovich. “Democracy” in the political consciousness of the February revolution // Revolutionary Russia : New Approaches to the Russian Revolution Of 1917, edited by Rex A. Wade, Routledge, 2004. https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=200283&ppg=95
  • Ruthchild, Rochelle Goldberg. Equality and Revolution : Women's Rights in the Russian Empire, 1905-1917, University of Pittsburgh Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2039271.
  • Ryan, J. (2012). Lenin’s Terror : The Ideological Origins of Early Soviet State Violence. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=466122
  • Stites R. Revolutionary Dreams : Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford University Press, 1988. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=716793.
  • Suny, Ronald Grigor. National revolutions and civil war in Russia // Revolutionary Russia : New Approaches to the Russian Revolution Of 1917, edited by Rex A. Wade, Routledge, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=200283.