• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Social History of Early Modern, Modern and Contemporary Europe

2020/2021
Academic Year
ENG
Instruction in English
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Course Syllabus

Abstract

The study of this discipline is based on the following disciplines: Foreign (English) language, social anthropology, source studies and information resources of history, theory and history of historical knowledge, Europe of the V-XVII centuries, history of the Russian state, global and comparative history, research seminar, history of science and technology. To master the discipline, students must possess the following knowledge and competencies: students must have an understanding of the main events and processes of national and world history in modern and modern times, the history of the formation of historical science as a special field of knowledge, its research methods; Russian Russian students should also be able to work with scientific and reference literature in Russian and English, have basic skills of analyzing scientific historical literature, as well as logical and consistent presentation of the studied literature in oral and written form in Russian.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целями освоения дисциплины «Социальная история Европы в Раннее Новое, Новое и Новейшее время » являются: ознакомление студентов с основными проблемами социальной истории Европы нового и новейшего времени, основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной социальной истории. Курс также направлен на развитие у студентов умений анализировать специальную историческую и историко-социологическую литературу, составлять письменные обзоры (рефераты), вести научную дискуссию и публично представлять результаты исследования.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Студент слушает лекции и самостоятельно читает литературу на английском языке, выявляет выявляет и оценивает понятийный аппарат и проблематику историко-научных исследований, выделяет основные тезисы прочитанной литературы и обобщает прочитанный материал, способен критически оценить убедительность приведенных аргументов и провести сравнение между подходами разных авторов
Course Contents

Course Contents

  • Человеческая жизнь и окружающая среда в Европе раннего нового времени.
    Колебания климата и источники по истории климата. Рождаемость и смертность в Европе XVI-XVIII вв. «Малый ледниковый период» XVII в.: войны, голод и эпидемии. Инфекционные заболевания в Европе раннего нового времени и противоэпидемические меры. Голодные годы и дискуссии историков об их влиянии на смертность. Калорийность питания, рацион и региональные особенности питания. Интродукция новых культур и новые продукты питания.
  • Семья, женщина и ребенок в Европе раннего нового времени.
    Возраст вступления в брак и доля населения, состоящая в браке, вероятность вдовства, возможность развода. Типология семьи в разных регионах Европы. Рождение ребенка и материнство. Детская смертность и попытки контролировать рождаемость. Переход от детства к взрослой жизни. Положение женщины: экономическая роль, имущественное положение и юридический статус. Женщины в культурной жизни Европы раннего нового времени. Эмоциональная жизнь в раннее новое время: письма и дневники, философские трактаты и литература. Приватизация семейной жизни.
  • Деревня и город, экономика и технологии в Европе XVI–XVIII вв.
    Последствия демографического роста конца XV-XVI вв. для экономики Европы раннего нового времени. Новые технологии и источники энергии. Колониальная торговля и «революция цен». Государства раннего нового времени и политика меркантилизма. Сельское хозяйство в Европе в раннее новое время: формы землевладения и крестьянские повинности. Состояние агрикультуры, урожайность, землеустройство и товарное производство продуктов сельского хозяйства. Сельская община, институты власти на локальном уровне и процессы социальной дифференциации в деревне. Крепостное право в Восточной Европе и его связь с развитием капитализма. Рассеянная мануфактура. Денежное обращение и кредит в раннее новое время. Крупнейшие банкирские дома Европы раннего нового времени. Историки и концепция «сельскохозяйственной революции» в Европе, 1750-1850: ликвидация общинного землевладения, луговодство и овощеводство, новые системы севооборота. Появление избыточной рабочей силы в аграрном секторе и финансовых ресурсов для повышения спроса на промышленную продукцию. Критика этой модели в новейшей историографии. «Потребительская революция» XVIII в.
  • Социальные структуры раннего нового времени.
    Средневековые представления о социальной структуре общества: три сословия. Сословие как юридическая категория. Крестьянство и сельская община. Дворянство в Европе раннего нового времени: образ жизни, правовой статус, самосознание. Отношения клиентелы и патроната. Дворянство и вооруженное насилие, дворянство и постоянные армии раннего нового времени. Экономическое положение дворянства. Дворянство и предпринимательская деятельность. Дворянское землевладение и товаро-денежные отношения. Дворянство и королевский двор эпохи абсолютизма. Европейский город раннего нового времени: муниципальное управление, организация городского пространства, цеховая организация производства и социальной жизни, социальная дифференциация в городе. Источники дохода, образ жизни и самосознание городских элит. Причины слабости городских элит южной, центральной и восточной Европы. Ремесленники и городская беднота. Дворянство и городские элиты в политической жизни Европы раннего нового времени.
  • Религия и интеллектуальная жизнь в Европе раннего нового времени.
    Церковные институты, унаследованные от средневековья. Церковная религия и внецерковные верования в Европе раннего нового времени. Ведовство и процессы над ведьмами. Реформация, контрреформация и «конфессионализация» населения Европы XVI-XVII вв. Положение иноверцев. Книгопечатание, формирование литературных языков, грамотность в Европе раннего нового времени. Университеты средневековой Европы и их судьба в раннее новое время. Социальная организация науки раннего нового времени: «республика ученых», возникновение научных обществ и академий. Салоны и газеты эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения и секуляризация общества.
  • Промышленная революция и урбанизация Европы в конце XVIII-XIX вв.
    Историки и концепция «промышленной революции». Технологические изменения и изменения в организации производства и сбыта в отдельных регионах Европы второй половины XVIII – первых десятилетий XIX в. Пути преодоления относительной отсталости в других регионах Европы: банки и государство. Новые виды транспорта и коммуникации и их влияние на социальные процессы в Европе. Неравномерность индустриализации: сохранение традиционных технологий и социальных отношений в производстве, региональные различия. Рост потребительского спроса в XIX в., оценки реальной заработной платы и покупательской способности различных социальных категорий. Урбанизация и мобильность населения Европы XIX в. Разделение труда и отдыха, производственной и домашней сферы.
  • Новые и старые социальные группы в городе и деревне XIX в.: дворянство, крестьянство, буржуазия, рабочий класс, трансформация традиционных ремесел
    Распределение населения между городом и деревней в Европе XIX в. Исчезновение остатков личной зависимости в деревне. Исчезновение личных форм зависимости в Европе XVIII–XIX в. и движущие силы этого процесса. Протоиндустриализация и сельские ремесла. Борьба за политическое доминирование в деревне и новые формы массовой политики. Буржуазия / средние классы в Европе XIX в.: численный рост, социальная стратификация, самосознание различных групп, участие в общественной жизни, новые формы культурного потребления. Фабричное производство, новая трудовая дисциплина и формирование рабочего класса. Условия труда. Гендерное разделение труда. Детский труд на производстве. Рабочее движение, буржуазная филантропия и государственное регулирование труда в промышленности. Исчезновение традиционных ремесел и цеховой организации ремесла. Связь между традиционной культурой цеховых корпораций и ранним рабочим движением. Домашняя прислуга в Европе XIX в.
  • Демографическая история Европы XIX в., социальная история семьи. Изменения в отношении к ребенку. Положение женщины и «женский вопрос» в Европе XIX в.
    Основные демографические показатели населения Европы XIX в. Теория «демографического перехода» и современная литература по исторической демографии: многообразие путей «демографического перехода»? Отношение к семье и браку в буржуазном обществе, представления о биологической природе мужчины и женщины и половое воспитание. Нормативная литература, сексуальность в литературе и искусстве и демографические показатели половой жизни. «Женский вопрос» и эмансипация женщин: правовое положение женщины, участие женщин в общественных движениях, борьба за доступ к высшему образованию и профессиональной деятельности, за гражданские права женщин.
  • Культура, религия и образование в Европе XIX в.
    Школа в Европе XIX в.: внедрение массового, организованного, группового образования. Национализм, индустриализация, урбанизация, рост книжной продукции и потребность в массовой школе. Средняя и высшая школа и социальное воспроизводство среднего класса. Коммерциализация и сакрализация европейской культуры в XIX в. Религиозное возрождение XIX в.: проявления и причины. Религия и национальное самосознание. Новые формы религиозной жизни: религиозные общества и печать, церковные школы. Феминизация религиозной жизни и связь между религией и новыми гендерными идеологиями.
  • Население Европы XX в., демографические показатели, семья и домохозяйство
    Основные демографические показатели населения Европы и их динамика в XX в. Теории, объясняющие изменения показателей рождаемости, смертности и брачности. Миграционные процессы. Демографические изменения последних десятилетий ХХ в. и появление теории «второго демографического перехода». Структура семьи и домохозяйства: общие тенденции и региональные особенности. Окончательная потеря семьей своих производственных функций и распространение домохозяйств, состоящих из одного человека. Массовый выход женщин на рынок труда и его влияние на отношения в семье. Государственная поддержка материнства и детства. Законодательные изменения прав супругов в отношении ребенка и ювенальная юстиция: хронология и региональные различия. Развод и нетрадиционные формы семейных отношений в Европе второй половины XX в.: статистика, законодательные изменения и отношение общества, причины и следствия. Основные тенденции XX – начала XXI вв.: стандартизация жизненного цикла в 1950-1960е гг. и плюрализация последних десятилетий.
  • Социальная стратификация и социальная мобильность в Европе ХХ в.
    Различия в доходах богатых и бедных слоев населения разных стран Европы XX в. Причины сокращения разрыва между богатыми и бедными в Европе XX в. Новые тенденции последних двух десятилетий XX в.: возрастание имущественной дифференциации в Европе. Социальная стратификация и структура занятости: элиты, средний класс, рабочий класс, "белые" и "синие" воротнички. Переход к постиндустриальному обществу, реструктуризация промышленности в последней трети XX в. и трансформация социальных групп
  • Социальное государство в Европе ХХ в.
    Социальное государство: история понятия и определение. Отличие социальных программ конца XIX – начала XX вв. от более ранних форм благотворительности и взаимопомощи. Историческая последовательность появления социальных программ в Европе и причины, объясняющие эту последовательность. Формы государственного участия и региональные различия в Европе. Становление социального государства в послевоенной Европе и диверсификация программ социального обеспечения. Особенности социального обеспечения в странах социализма. Типологии систем социального обеспечения (G. Esping-Andersen и его критики). Конвергенция систем социального обеспечения в Европе к 1980 гг. и ее причины.
  • Труд, отдых и потребление в Европе XX в.
    Изменения в организации, характере и общественной значимости труда, в социальных отношениях на производстве в ХХ в. Усугубляющееся разделение производственной и домашней сферы. Массовый выход женщин на рынок труда и региональные различия этого процесса в Европе. История профсоюзного движения в ХХ в. Продолжительность рабочего времени в Европе ХХ в., появление оплачиваемых праздничных дней и отпусков. Новые формы трудовых отношений, возникшие в последние десятилетия. Изменения уровня жизни, масштабов и структуры потребления, региональные различия. Изменение качества жизни к концу ХХ в., общество потребления и его критика, экологические и социальные последствия экономического роста.
  • Образование, религия и культура в Европе ХХ в.
    Образовательные системы и социальная мобильность населения Европы в ХХ в. Образование и социальное неравенство. Религия, церковь и общество в Европе ХХ в.: региональные различия, динамика секуляризации и ее причины.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking участие в работе на семинаре
  • non-blocking руководство семинаром
  • non-blocking письменная проверочная работа 1
  • non-blocking письменная проверочная работа 2
  • non-blocking письменная проверочная работа 3
  • non-blocking экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Студент отвечает на один вопрос из заранее известного списка (по билетам). Время на подготовку - 20 минут. Во время экзамена запрещается пользоваться конспектами и любой литературой. В случае перехода университета в режим удаленной работы экзамен проводится на платформе zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.1 * письменная проверочная работа 1 + 0.1 * письменная проверочная работа 2 + 0.1 * письменная проверочная работа 3 + 0.1 * руководство семинаром + 0.1 * участие в работе на семинаре + 0.5 * экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Cameron, E. (1999). Early Modern Europe : An Oxford History. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=364431
  • Cameron, E. (2006). The Sixteenth Century. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211597
  • Daunton, M. (2007). Wealth and Welfare: An Economic and Social History of Britain 1851-1951. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198732099
  • Jerram, L. (2011). Streetlife : The Untold History of Europe’s Twentieth Century. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503674
  • Kamen, H. (2000). Early Modern European Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136611
  • Magraw, R. (2014). France, 1800-1914 : A Social History. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816890
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.10: Возрождение и реформация Европы, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.12: Начало колониальных империй, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.13: Европа в период английской революции, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.14: Период английского завоевания, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.15: Эпоха просвещения, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.16: Европа под влиянием Франции, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.18: Канун I мировой войны, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.19: Первая мировая война, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.20: Итоги I мировой войны, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.21: Мир в период создания СССР, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.22: Канун II мировой войны, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.23: Вторая мировая война, ,
  • Всемирная история: В 24 т.. Т.24: Итоги II мировой войны, ,

Recommended Additional Bibliography

  • Всемирная история : Учебник для вузов, Поляк, Г.Б., 1999