• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

History in a Changing World

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Wulff, Dietmar

Wulff, Dietmar

Gulakova, Maria

Gulakova, Maria

Программа дисциплины

Аннотация

При освоении дисциплины «История в меняющемся мире» решаются следующие задачи: раскрываются базовые понятия исторической науки и ее понятийно-категориальный аппарат; рассматриваются этапы эволюции исторического знания и процесс становления исторической науки; демонстрируются основные направления (области исследования) исторической науки XX – начала ХХI вв.; раскрывается особенность взаимоотношений исторических знаний и массового общественного сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «История в меняющемся мире» дать студентам общее систематизированное представление о характере исторических знаний, их функциях и циркуляции в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в государственной и публичной сферах; дать представление о разнообразных направлениях современных исторических исследований и помочь студентам сформировать понимание широкого поля глобальной, сравнительной и транснациональной истории, а также подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Студент воспроизводит основные понятия исторической науки. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует эти понятия в исследовательских ситуациях.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины перемен историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные понятия, термины политической истории. Проводит различия между различными подходами этого направления. оценивает значимость различных подходов к политике. Видит достоинства и недостатки подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, которыми оперируют история империй и история наций и национализма. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины экономической истории. Оценивает значимость этого направления. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, дискуссии социальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории женщин и гендерной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений, видит различия между ними, их преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины демографической истории и истории семьи. Знает основные этапы их возникновения и развития, оценивает значимость для понимания современных процессов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с микроисторией. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Знает особенности различных подходов в истории повседневности.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории культуры и новой культурной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины исторической антропологии. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории идей и интеллектуальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость для понимания современной эпохи.
  • Студент объясняет причины и следствия возникновения устной истории как особого направления. Знает эволюцию этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Применяет теории для анализа устных источников
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории эмоций и истории тела. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений. Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Знает некоторые наиболее значимые работы по исторической географии. Объясняет причины и следствия возникновения "пространственного поворота" в исторической науки. Видит его преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории искусства. Объясняет причины и следствия "визуального поворота". Видит преимущества и недостатки нового подхода. Оценивает его значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с "лингвистическим поворотом" в историографии. Знает историю возникновения, объясняет причины и следствия возникновения "лингвистического поворота". Видит преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит и правильно истолковывает содержание понятия "историческая память". Знает историю возникновения этого термина, объясняет причины и следствия его использования. Знает различные виды публичной истории и их особенности, оценивает их перспективы. Применяет этот материал для анализа масс-медиа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука.
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Значение и смысл понятия «история» (античность, средние века, новое время). Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом.
  • Структура и логика историко-научного исследования.
    Наука как часть культуры. Специфика исторической науки. Основные структурные уровни исторической науки (проблематика, источниковая база, методология, концепция). Источниковедение и историография как основа любого исторического исследования Теоретико-методологические представления как основа научного исследования. Основные понятия исторической науки (историзм, исторический факт, исторический источник, объективность). Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая эвристика. Библиографический поиск. Правила работы в архивах. Цифровые методы в современной исторической науке. Традиционные и современные электронные библиотеки и базы данных.
  • Культура исторической памяти и публичная история
    Что такое память? Индивидуальная и коллективная память. Морис Хальбвакс и социальные рамки памяти. Пьер Нора и «места памяти». Факторы, влияющие на формирование коллективной памяти: забвение, интерпретация, манипуляция. Медиа и память: формы и практики. Usable Past/Актуальное прошлое: историческая политика, политики памяти. Публичная или прикладная история? Становление публичной истории. Образовательные программы по публичная история в России. Подходы, приемы, достижения и перспективы публичной истории. Появление прикладной истории как вызов для академической науки.
  • Движущие силы и действующие лица (акторы) исторического процесса.
    Объект и субъект исторического процесса. Исторические события. Исторические структуры: статика и динамика. Движущие силы истории. Природный фактор, демографический фактор, производственно-технологический фактор. Роль личности в истории. Формационный и цивилизационный подходы в истории. Понятие времени. Способы соотнесения событий, хронология и периодизация. Разные формы периодизации (от поздней античности до наших дней). Исторические эпохи, века и столетия. Понятия «отечественная история» и «всеобщая история» и их альтернативы. Искусственность разделения истории в «отечественную» и «всеобщую» историю. Национальные нарративы в историографии: достижения и границы. Альтернативы к национальным нарративам: транснациональная история, глобальная история, история трансферов, entangled history.
  • История исторического знания.
    Формирование исторической мысли в Древней Греции. Влияние войн на греческое общественное самосознание. «История» Геродота и «История» Фукидида – два варианта историописания. Историческая мысль эпохи эллинизма. Влияние походов Александра Македонского на развитие исторической мысли Древней Греции. Возникновение ранних форм исторических знаний в Риме. Тацит. Формирование биографического жанра. Светоний и Плутарх. Различия процесса генезиса исторической мысли в Греции и Риме. Исторические знания и средневековая культура. Формирование христианской традиции историописания. Августин Аврелий. Принцип провиденциализма. Истории германских народов: Иордан, Григорий Турский, Беда Достопочтенный. Западноевропейские средневековые хроники и русские летописи. Фигура хрониста и летописца. Влияние текстов Священного Писания на историческую мысль Европы и Руси. Возрождение и новый образ истории в европейской культуре. Основные черты гуманистической историографии в Италии. Влияние античных историков. Новая периодизация исторического процесса. Л. Валла и полемика вокруг Константинова дара. Историческая мысль эпохи Реформации. Ж. Боден. Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Особенности исторической мысли немецкого Просвещения. Развитие исторической науки в Германии. Принцип историзма и новое понимание принципов и задач исторического исследования. Начало институционального оформления исторической науки. Н.М. Карамзин и историческая наука в России. Позитивизм в исторической мысли Европы. Кризис классического позитивизма. Формирование нового образа исторической науки. Школа Анналов. Основные «повороты» в развитии исторической науки в XX–XXI вв.
  • Политическая история
    Становление истории как науки в конце XIX века: положение о первичности политики и его воздействие на развитие исторической науки. Наука о политике: истоки у Аристотеля и Макиавелли. Две линии развития понятия о политике в историографии. Современные тенденции политической истории. Новая политическая история. Внешняя политика и международные отношения как приоритетное поле политической истории. «Великие дебаты» об истории международных отношений. Подходы политической, социальной и культурной истории к изучению истории международных отношений: политика великих кабинетов - примат экономических интересов - новая политическая история. История политических и правовых теорий. Роль политических и правовых теорий в истории и в исторической науке. Институционализм и рационализм в политике. Утилитаризм как нормативная политическая история. Альтернативы к либерализму: либертаризм и коммунитаризм. Современная марксистская политическая мысль. Современный консерватизм.
  • Империи и нации в историческом процессе.
    Национальная история как традиционная форма повествования о прошлом. Нации и национализм в исторической науке. Империи как форма власти, единицы устройства мирового порядка, рамки для глобализации и растущей взаимосвязанности мира. Управление этнической и демографической разнородностью в рамках империй.
  • Экономическая история.
    Экономическая история в структуре исторической и экономической наук. Экономическая история или историческая экономика? Предмет и функции, проблемы периодизации. Становление и развитие экономической истории как дисциплины в составе исторической и экономической науки.
  • Социальная история
    Понимание социального в XIX-начале ХХ в. К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм. Причины появления социальной истории в конце XIX-ХХ вв. Разные подходы к социальной истории в ХХ в. заимствование подходов, понятий и методов исследования из области социальных наук. От социальных групп к социальным идентичностям – что стоит за сменой терминологии?
  • История женщин и гендерная история.
    Общественно-политический контекст появления истории женщин как особого направления исторической науки ХХ в. От истории женщин к гендерной истории – что стоит за сменой терминологии?
  • Историческая демография и история семьи
    Возникновение и развитие этих направлений во второй половине XX в. Основные понятия, концепции и проблемы, которые изучают историческая демография и история семьи. Ф. Арьес и его история субъективного восприятия возраста человека. Источники по исторической демографии и истории семьи и методы работы с ними. Значимость исторической демографии для понимания современных демографических процессов.
  • История повседневности и микроистория
    Понятие «повседневности» в разных направлениях и школах исторической науки ХХ в. «Структуры повседневности» Ф. Броделя. Развитие «истории повседневности» в Германии как реакция на историческую социологию 1950-х-1960-х гг. Семиотика повседневности Ю. Лотмана. Микроистория в Италии и США в 1970-е-1980е гг.
  • История культуры и новая культурная история
    Основные этапы эволюции истории культуры. Я. Буркхардт и Й. Хейзинга. Культура vs Цивилизация. М. Вебер о роли культуры в жизни общества. Н. Элиас и «Процесс цивилизации». К. Гирц «Насыщенное описание». Интерпретативная теория культуры. Новая культурная (культуральная) история. Р. Шартье и «Культурные истоки Французской революции». Культуры как знаковая система. Семиотика: перспективы и сложности. Ю.М. Лотман и «Беседы о русской культуре».
  • Историческая антропология.
    Начало антропологии. Ф. Боас, Б. Малиновский, М. Мосс и «Очерк о даре». Основные понятия антропологии. Влияние культурной антропологии на исторические исследования. Междисциплинарность в историко-антропологических исследованиях. История ментальностей. Понятие «менталитет»: основные подходы и сложности определения. Л. Февр, М. Блок. Расширение «территории историка»: новые области исследования. Военно-историческая антропология.
  • История идей. Интеллектуальная история.
    Традиционная история идей историографии XIX в. Идеи как главные субъекты истории. «Дух эпохи». Ф. Мейнеке. А. Лавджой и «Великая цепь бытия». Новая интеллектуальная история. Кембриджская школа интеллектуальной истории. К. Скиннер. Немецкая школа «истории понятий» (Begriffsgeschichte). Р. Козеллек. Понятия «Sattelzeit», «пространство опыта», «горизонт ожиданий».
  • История образования, история чтения.
    Традиции учебных заведений и описания их истории в Европе и России XIX-XX вв. Становление социальной истории образования и грамотности в 1960-е гг. в контексте общественно-политических процессов той эпохи. Источники и методы изучения истории грамотности и образования. Становление истории чтения как нового направления исторической науке в 1980е гг. Что дают история образования и история чтения для понимания особенностей современной нам эпохи.
  • Устная история.
    Исчезновение устных рассказов-воспоминаний из спектра легитимных исторических источников в XIX в. и причины этого процесса. Возникновение устной истории как особого направления исторической науки в Северной Америке и Западной Европе во второй половине ХХ в.: общественно-политический контекст и региональные отличия. Историческая наука в СССР и устные источники: работа по записи воспоминаний участников гражданской войны, активистов профсоюзного движения в 1920-е- 1930-е гг. «Блокадная книга» Д. Гранина и А.Адамовича. Особенности работы историков с устными источниками.
  • История эмоций
    Предшественники этого направления в историографии ХХ в. (Й. Хейзинга). Психоанализ и англо-американская историческая наука второй половины ХХ в. История эмоций как новое направление исторической науки рубежа XX-XXI вв.: попытка выработки понятийного аппарата и заимствование некоторых положений современной психологии. История французской революции сквозь призму истории эмоций (У. Редди). «Новый историзм» в современном российском литературоведении и обращение к истории эмоций.
  • Социальная история медицины и история тела
    История медицины как история достижений медицинской науки. Становление социальной истории медицины в конце 1970-х-1980-е гг.: внимание к пациентам и субъективному переживанию болезни и здоровья. История человеческого тела как новое направление в исторической науке 1980-х-1990-х гг. Влияние М.Фуко. Общественно-политический контекст возникновения этих направлений. Современные подходы к истории человеческого тела: источники и методы исследования, взаимодействие с археологией, историей искусства, историей медицины. Как менялось человеческое тело, способы его репрезентации и практики обращения с ним со времен палеолита и до наших дней.
  • Географическое пространство и историческая наука. «Пространственный поворот».
    Историки XIX-XX вв. о географическом факторе в истории человечества. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина. История географии: путешественники, ученые, картографы. Понятие «производство пространства» (А. Лефевр) и пространственный поворот» в исторической науке рубежа XX-XXI вв. Локальная, региональная история и краеведение.
  • История искусств и «визуальный поворот» в истории.
    Традиционная история искусств. Дж. Вазари и «Жизнеописания». И. Винкельманн. Понятия «стиль эпохи», «аллегория», «мимесис». Стилистический анализ и его цель. Социальная история искусства. Роль заказчика и критика. Знаточество. Возникновение фотографии и кинематографа. А. Варбург и атлас «Мнемозина». Библиотека Варбурга. Э. Панофски и иконологический метод. В. Беньямин и «Произведение искусства в эпоху…». Культурная и социальная составляющая зрительного восприятия. Визуальный поворот в историографии. Текст и образ. Визуальные источники и метод наблюдения в исторической науке. Визуальная антропология.
  • Лингвистический поворот в истории
    Постмодернизм и философия истории. Лиотар «Состояние постмодерна». Критика Модерна. Постмодернистский вызов и современное историческое познание. Лингвистический поворот. Ф. де Соссюр и «Курс Общей лингвистики». Р. Барт и «Смерть автора». Теория исторического познания Х. Уайта. Реакция историков и формирование «третьего пути».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Резюме текстов
  • неблокирующий Тест (2 модуль)
  • неблокирующий Тест (4 модуль)
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие усторйств ввода и вывода.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Резюме текстов
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Тест (2 модуль) + 0.25 * Тест (4 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Филюшкина А.И. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-9916-1820-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов А. Б. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-07481-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-sovremennye-zapadnye-napravleniya-437270