• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Early Career Environmental Historians for a Sustainable Academia

Biasillo R., Hameeteman E., Kochetkova E. et al.

Environment and History. 2020. Vol. 26. No. 4. P. 617-621.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
The Oldest Notarial Documents Of Vicenza District, 1380 – 1465, With The Regestae Of The Documents, From The Collection Of N.P. Likhachev

Khvalkov E., Агеева Д. А., Shkil M. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. WP BRP 184/HUM/2019.

Literary Reflections of Great Historical Events

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Minor
When:
3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина майнора «Великие исторические события в зеркале текста» (Literary Reflections of Great Historical Events) посвящена формированию исторических нарративов, как основанных на вымысле («Песня о Роланде», Стендаль «Пармская обитель» и т.д.), так и научных, способам конструирования «исторических фактов» и основным видам историографических дискурсов. В курсе наряду с литературными текстами, посвященными изображению великих исторических событий, будут рассмотрены историческая живопись и механизмы репрезентации исторических сюжетов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов пониманию исторических нарративов, основанных как на вымысле, так и научных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Знает механизмы репрезентации исторических сюжетов. Анализирует и интерпретирует основные литературные тексты, посвященные историческим событиям. Аргументированно формулирует свою позицию по отношению к изображенным в произведениях искусства историческим событиям.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Критически прочитывает тексты, сравнивает позиции авторов, использует почерпнутые в текстах аргументы для участия в дискуссиях и собственных текстах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и событие
    Что такое событие? Как строится исторический нарратив. Философские основания событийности и способы анализа события. Текстуализация события. Понятие масштаба и воздействия события. Событие и социальная мифология.
  • Как стать великим человеком?
    Люди великие и не очень. Публичная сфера и деяние. Боги и герои древности. Философ как великий человек: образ Сократа. Античные истоки христианства. Евангелия как биография Иисуса Христа. Иисус Христос и апостол Павел: от жизни к догматике.
  • Великие открытия
    География и величие. Великие мореплаватели и великие открытия. Как складывался нарратив о великих географических открытиях: мореплаватели подлинные и вымышленные. Христофор Колумб как герой Нового времени.
  • История как память/ воспоминание об историческом событии
    Основные концепции культурной памяти (Ф. Йейтс, Я. Ассман). Коллективная и историческая память (Хальбвакс). Литература как артефакт. Когнитивная поэтика и культурная память: эволюция литературных форм и мненонические техники (М. Гронас). Формы представления истории (Ницше, Момильяно). Понятие аффилированного субъекта (А. Щюц). Дневники как исторические источники и как факт литературы. Дискурсивные стратегии построения исторического субъекта (Хелльбек, Халфин). Основные стратегии жизнестроительства представителей Русского авангарда (1910-х — 1920-х годов).
  • История как эмоция: страх, ненависть, травма
    Исторические события в зеркале эмоций. Эмоция как риторический акт. «Нарративная психология» (Т. Сарбин). Понятие эмоционального стандарта (П. и К. Стирнз). Анализ эмоциональной реакции на историческое событие (А. Зорин). Понятия забвения и травмы (А. Ассман). Проблема культурного наследия. Память о Холокосте. Понятие «голой жизни» и «чрезвычайного положения» (Дж. Агамбен). Этика поведения блокадного человека (С. Яров). Блокадные нарративы (Р. Никколози, П. Барскова).
  • История как литература: Художественная природа исторического события
    История как литература. Хайден Уайт и поэтика истории. Сомнение в достоверности истории. Символическая природа исторического события. Понятие архива и его критика (М. Фуко, Ж. Деррида). Фантастика как образ настоящего в будущем (Ф. Джеймисон). Конспирологические теории и художественный дискурс. Репрезентации исторических событий в современной медиакультуре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (третий модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Письменное задание
    Письменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Аудиторная работа (четвертый модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проводится в форме самостоятельно подготовленного эссе на одну из предложенных тем, охватывающих ряд элементов материала курса, объемом – 6000-9000 печатных знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа (третий модуль) + 0.25 * Аудиторная работа (четвертый модуль) + 0.2 * Письменное задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Black, J. (2015). Clio’s Battles : Historiography in Practice. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=992100
  • Hartog, F., & Brown, S. (2015). Regimes of Historicity : Presentism and Experiences of Time. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Waugh, P. (2003). Metafiction : The Theory and Practice of Self-conscious Fiction. London: Taylor & Francis [CAM]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650159
  • Wortman, R. (2014). Visual Texts, Ceremonial Texts, Texts of Exploration : Collected Articles on the Representation of Russian Monarchy. Boston: Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=752985