• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

New economic history of early modern Russia

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс призван ввести студентов в поле новых методологических подходов к изучению сюжетов экономической истории России в раннее новое время. Российский материал будет рассматривается как часть формирующейся "глобальной" экономики, что предполагает постановку его в широкий историко-географический контекст. Новая методологическая рамка строится на принципах междисциплинарности, что предполагает использование аналитического инструментария трех подходов - 1) экологической и технологической истории (взаимоотношение человека и природных ресурсов), 2) истории организации управления (Organization and Managment History) и 3) исторической антропологии. Курс состоит из лекций (теория и анализ отдельных кейсов на основе источников) и семинаров, подготовка к которым предполагает обязательное предварительное чтение теоретических текстов, необходимых как для успешного освоения теоретического лекционного материала, так и для выполнения практических заданий по работе с первичными историческими источниками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с новыми методологическими подходами в области экономической истории России как части "глобальной" экономики раннего нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • -Студенты способны критически анализировать прочитанную литературу, а также обсуждать ее во время семинаров
  • -Студенты способны читать и понимать литературу к семинарам, а также обсуждать ее, участвуя в групповых дискуссии
  • -Студенты способны выявить и оценить понятийный аппарат и проблематику историконаучных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников
  • -Студенты способны самостоятельно решать исследовательские задачи, выбирать адекватные методы для анализа исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология экономической истории
    1. Введение в экономическую историю. История экономики и экономическая история – в чем различие? Основные вехи развития методологии экономической истории (XIX-XX вв.). Источниковая база. Проблематика исследований. 2. Экономическая история в XXI в. Новые подходы и методы. От клиометрии к цифровым моделям. Человек и природа. Пространственный поворот. Моральная экономика. 3. Пространство экономических действий. Локальное и глобальное. Экономическая мобильность. Формирование экономического пространства в ранее новое время (Россия, Европа, мировое пространство экономики). Темпоральность в экономической истории. 4. Люди и институции в экономических взаимоотношениях. Потребности, возможности, интересы, способы взаимодействия.
  • Основные понятия и инструменты экономической истории. Источники для изучения. Актуальные проблемы.
    5. Собственность: вариативность и многослойность понятия в экономиках раннего нового времени. Специфика отношений собственности в России (XVI-XVIII вв.). Основные объекты собственности. Налоги. Рента. 6. Деньги, товары, движение. Изменения в денежной системе. Динамика цен. «Революция цен» и ее влияние на локальные экономики. Движение товаров. Пространственный фактор в ценообразвании. Таможенная система. Кредит. 7. Ресурсы: понятие, виды. Вода, лес, минералы, животные, человек. Колонизация как экономический процесс. 8. Экономическая история « с человеческим лицом»: люди и их интересы в хозяйственных отношениях. Типы экономических взаимоотношений. Управление как экономический инструмент. 9. Проблема рынка в исследованиях по экономической истории. «Вексель», «биржа», «фьючерс», «компания», «бюджет»: новации и преемственность в экономике Московской и раннеимперской России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются навыки работы с текстом источника с использованием изученной методологии.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us) и LMS ( будут размещены задания: теоретический вопрос, список см. в прикрепленных файлах и программе, а также фрагмент текста для транслитерации). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MSTeams, LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. После получения задания в LMS студенту будет дано время до 30 минут на подготовку ответа. Ответ не должен превышать 30 минут. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * работа на семинарах + 0.3 * самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., Бродель, Ф.,
  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.. Т. 3: Время мира, Бродель, Ф., 1992
  • Российская империя: от традиции к модерну, Миронов, Б.Н., 2018
  • Экономическая история России : Учеб. пособие, Тимошина, Т.М., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., 3 т., Т. 2, пер. с фр. Л. Е. Куббеля ; вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева, 672 с., Бродель, Ф., 2007
  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.. Т.2: Игры обмена, Бродель, Ф., 1988
  • Что такое Франция?. Кн.2, Ч.2: Люди и вещи : Ч.2: Крестьянская экономика до начала ХХ века, Бродель, Ф., 1997
  • Экономическая история зарубежных стран : Курс лекций, , 2000
  • Экономическая история зарубежных стран : Учеб. пособие, Тимошина, Т.М., 2000