• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

New economic history of early modern Russia

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс призван ввести студентов в поле новых методологических подходов к изучению сюжетов экономической истории России в раннее новое время. Российский материал будет рассматривается как часть формирующейся "глобальной" экономики, что предполагает постановку его в широкий историко-географический контекст. Новая методологическая рамка строится на принципах междисциплинарности, что предполагает использование аналитического инструментария трех подходов - 1) экологической и технологической истории (взаимоотношение человека и природных ресурсов), 2) истории организации управления (Organization and Managment History) и 3) исторической антропологии. Курс состоит из лекций (теория и анализ отдельных кейсов на основе источников) и семинаров, подготовка к которым предполагает обязательное предварительное чтение теоретических текстов, необходимых как для успешного освоения теоретического лекционного материала, так и для выполнения практических заданий по работе с первичными историческими источниками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с новыми методологическими подходами в области экономической истории России как части "глобальной" экономики раннего нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • -Студенты способны критически анализировать прочитанную литературу, а также обсуждать ее во время семинаров
  • -Студенты способны читать и понимать литературу к семинарам, а также обсуждать ее, участвуя в групповых дискуссии
  • -Студенты способны выявить и оценить понятийный аппарат и проблематику историконаучных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников
  • -Студенты способны самостоятельно решать исследовательские задачи, выбирать адекватные методы для анализа исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология экономической истории
    1. Введение в экономическую историю. История экономики и экономическая история – в чем различие? Основные вехи развития методологии экономической истории (XIX-XX вв.). Источниковая база. Проблематика исследований. 2. Экономическая история в XXI в. Новые подходы и методы. От клиометрии к цифровым моделям. Человек и природа. Пространственный поворот. Моральная экономика. 3. Пространство экономических действий. Локальное и глобальное. Экономическая мобильность. Формирование экономического пространства в ранее новое время (Россия, Европа, мировое пространство экономики). Темпоральность в экономической истории. 4. Люди и институции в экономических взаимоотношениях. Потребности, возможности, интересы, способы взаимодействия.
  • Основные понятия и инструменты экономической истории. Источники для изучения. Актуальные проблемы.
    5. Собственность: вариативность и многослойность понятия в экономиках раннего нового времени. Специфика отношений собственности в России (XVI-XVIII вв.). Основные объекты собственности. Налоги. Рента. 6. Деньги, товары, движение. Изменения в денежной системе. Динамика цен. «Революция цен» и ее влияние на локальные экономики. Движение товаров. Пространственный фактор в ценообразвании. Таможенная система. Кредит. 7. Ресурсы: понятие, виды. Вода, лес, минералы, животные, человек. Колонизация как экономический процесс. 8. Экономическая история « с человеческим лицом»: люди и их интересы в хозяйственных отношениях. Типы экономических взаимоотношений. Управление как экономический инструмент. 9. Проблема рынка в исследованиях по экономической истории. «Вексель», «биржа», «фьючерс», «компания», «бюджет»: новации и преемственность в экономике Московской и раннеимперской России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются навыки работы с текстом источника с использованием изученной методологии.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us) и LMS ( будут размещены задания: теоретический вопрос, список см. в прикрепленных файлах и программе, а также фрагмент текста для транслитерации). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MSTeams, LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. После получения задания в LMS студенту будет дано время до 30 минут на подготовку ответа. Ответ не должен превышать 30 минут. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * работа на семинарах + 0.3 * самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., Бродель, Ф., Куббель, Л.Е.,
  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.. Т. 3: Время мира, Бродель, Ф., 1992
  • Российская империя: от традиции к модерну, Миронов, Б.Н., 2018
  • Экономическая история России : Учеб. пособие, Тимошина Т.М., Чепурин, М.Н., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., 3 т., Т. 2, пер. с фр. Л. Е. Куббеля ; вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева, 672 с., Бродель, Ф., 2007
  • Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.. Т.2: Игры обмена, Бродель, Ф., 1988
  • Что такое Франция?. Кн.2, Ч.2: Люди и вещи : Ч.2: Крестьянская экономика до начала ХХ века, Бродель, Ф., 1997
  • Экономическая история зарубежных стран : Курс лекций, Полетаева, Н.И., 2000
  • Экономическая история зарубежных стран : Учеб. пособие, Тимошина Т.М., Чепурин, М.Н., 2000