• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns
In press

Belan M.

Slavonic and East European Review. 2024. Vol. 102. No. 2.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Research Seminar

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors

Semyonov, Alexander

Semyonov, Alexander

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар 4 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию выпускной квалификационной работы. Результатом обучения является проект выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение навыками анализа научной литературы и написания аналитического историографического обзора
  • формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации, построе-ния и оформления исследования;
  • формирование навыков постановки исследовательского вопроса, формулировки выводов; развитие умений поиска источников, источниковедческой критики, способов интерпретации источников и использование разных корпусов источников для ответа на исследовательский во-прос;
  • формирование у студентов углубленных представлений о методологии исторической науки, умения выбирать методы и теоретическую рамку применительно к заявленной теме исследова-ния и к выбранной источниковой базе;
  • приобретение студентами навыков публичной защиты исследовательских проектов; формирование умения позиционировать собственное исследование в существующей историо-графии, формирование на начальном этапе профессиональной идентичности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять тему и проблему, объект и предмет исследования, формулировать исследовательский вопрос, выбирать методы анализа. Владеет умениями и навыками работы с библиографическими ресурсами; умеет анализировать и использовать информацию из разных видов источников для решения исследовательских и других профессиональных за-дач
  • Умеет выбирать методологию исследования, разбирается в современных междисциплинарных подходах в историографии по поставленной в исследовательской р проблеме
  • Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов.
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Задачи исследовательского семинара
    Повторение пройденных дисциплин. Что такое историческое исследование? Почему реферативный обзор историографии не является исследованием? Почему пересказ источника не является исследованием? Источниковедение и историография. Как данные дисциплины помогают в реализации собственного исследования? Трудности в работе с историографией. Трудности в работе с выбранным источником.
  • Историография и научная новизна исследования: для чего и как пишется историографический обзор
    На семинарском занятии разбирается цель анализа историографии и составления историографического обзора в ВКР. Разбирается разница между историографией конкретного сюжета (изученность выбранного корпуса источников или феномена) и историографией, связанной с интерпретативными подходами и аналитическими рамками исследования (например, проблема исследований колониализма в Новое время, исследования массовой политики рубежа XIX-XX в.). Обсуждается проблема перехода от выявления историографических лакун к формулировке исследовательских вопросов.
  • Исследовательский вопрос и аргумент
    ). Развертывание и утонение аргумента. Выводы исторического исследования. Ограничения, накладываемые характером источника. Ограничения, накладываемые подходом или теоретической рамкой исследования. Способы позиционирования аргумента в рамках текущих историографических споров и методологических школ исторического знания. Пути идентификации вклада собственного исследования в историографию.
  • Презентация исследовательской работы. Коллоквиум
    Студенты публично представляют и защищают исследовательские проекты собственных выпускных квалификационных работ. Для защиты проекта готовится презентация (не более 10 слайдов). Презентация должна отражать основные разделы ВКР. По итогам презентации преподаватель семинарских занятий и студенты задают вопросы, дают комментарии, касающийся представленного проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная
    Преподаватель оценивает активность студентов в обсуждении обязательной литературы к семинарам и вклад студента в дискуссию в рамках семинарских занятий, на которых обсуждаются различные аспектов исторического исследования. Отдельно отмечается привлечение в рамках ответа студентом результатов собственных исследований (курсовые 1-3 года и текущая работа над ВКР). Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Пропущенные занятия должны быть отработаны в письменном виде (реферат по обязательной литературе не менее 6000 знаков с пробелами) и сданы не позднее начала очередного занятия
  • неблокирующий коллоквиум
    Оценка за коллоквиум (Околл.) выставляется за презентацию исследования и устную защиту. График презентаций составляется преподавателем. Время презентации – 7-10 минут. Презентация должна отражать основные разделы ВКР. В случае невозможности быть на презентации и защите своей работы в назначенный день студент обязан выслать на электронную почту преподавателя подготовленную презентацию проекта ко времени начала занятия (например до 12:10, если занятие начинается в 12:10). В этом случае преподаватель назначает новую дату защиты. Если презентация не представлена, оценка Околл. = 0, защита не назначается.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * аудиторная + 0.3 * коллоквиум + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Что такое глобальная история?, Конрад, С., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Budde, G.-F., & Kocka, J. (2002). Kontstept Nemetskogo “Osobogo Puti”: Istoriia, Potentsial, Granitsy Primenimosti. Ab Imperio, 1, 65–84.