• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
From Cotton and Smoke: Łódź – Industrial City and Discourses of Asynchronous Modernity 1897–1994

Zysiak A., Śmiechowski K., Każmierska K. et al.

Lodz University Press, Jagiellonian University Press, distributed by Columbia University Press, 2018.

Article
Courts and Court Hierarchy in Novgorod the Great in the Late 16–Early 17th Centuries

Selin A. A., Iablokova I. V.

Canadian-American Slavic Studies. 2020. Vol. 54. No. 4. P. 432-445.

Book chapter
Climate Change from the Arctic People’s Point of View: Rhythms of Everyday Life, Infrastructures and Landscapes

Rakhmanova Lidia, Kolesnichenko L., Kirpotin S. et al.

In bk.: The Arctic: Current Issues and Challenges. Iss. Arctic region and antarctica issues and research. NY: Nova Science Publishers, Inc., 2020. Ch. 2. P. 15-55.

Working paper
THE ISSUES OF CULTURAL HIERARCHIES IN EARLY MODERN ETHNOGRAPHY BASED ON THE ACCOUNTS BY PETRUS PETREJUS, PAUL RYCAUT, FYNES MORYSON, AND JOHN DAVIES

Selin A. A., Байгушев С. В., Levin F. et al.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 197.

Social history of Byzantium world

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины “Социальная история византийского мира” рассматривается социальная история Восточной Римской (Византийской) империи и т.н. Byzantine Commonwealth со времени принятия империей христианства в IV в. до падения Константинополя в XV в. Особое внимание будет уделено изучению социальных и экономических тенденций в Восточном Средиземноморье, а также социальным, религиозным и культурным институтам и различным аспектам византийской истории и культуры. Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание истории древнего мира и средних веков, в частности, истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии на уровне программы средней общеобразовательной школы; знание истории мировой художественной культуры на уровне программы средней общеобразовательной школы; понимание языка научной и учебной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о важнейших сторонах цивилизации Византии, ее исторических достижениях и историко-культурном наследии.
  • Формирование у студентов комплекса знаний о Византии в контексте истории поздней античности и истории средних веков в целом, об этапах и конкретных формах синхронизированного развития Византии и стран византийского мира в их цивилизационном единстве.
  • Выработка у студентов навыков и умений, необходимых для проведения исследований в области исторических и филологических дисциплин, и способности к критическому, научному подходу к явлениям прошлого.
  • Формирование у студентов умения работать с византийскими историческими источниками, навыков междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент овладевает культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, связанной с ключевыми проблемами истории Византии.
  • Студент учится выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
  • Студент овладевает способностью логически верно, аргументировано и ясно ставить проблемы и искать их решение на основе источников и научной литературы.
  • Студент учится работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Студент развивает способность работать с информацией из различных типов и видов исторических источников.
  • Студент учится использованию иностранного языка для поиска и анализа иностранных источников информации
  • Студент овладевает способностью осваивать специальную литературу на нескольких иностранных языках.
  • Студент учится читать и понимать исторические источники, написанные на одном из древних языков
  • Студент овладевает способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого.
  • Студент учится понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
  • Студент овладевает готовностью и способностью общаться с представителями других культур.
  • Студент учится разбираться в подходах к изучению византийской истории, существующих научных школах и может выявлять по текстам историков принадлежность их к научным школам.
  • Студент развивает осознание социальной значимости своей профессии, мотивацию к выполнению профессиональной деятельности.
  • Студент учится анализировать содержание исторических источников разных видов, обладает навыками критики источника, может дать описание источника, выявить основные смысловые позиции источника, сделать конкретные и обобщающие выводы.
  • Студент развивает способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
  • Студент учится работать с иностранной литературой по проблемам византинистики, умеет анализировать текст на иностранном языке, находить необходимую информацию для работы на практических занятиях, обладает навыками работы с исследовательской литературой по дисциплине на иностранных языках.
  • Студент учится понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию.
  • Студент развивает способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках образовательной траектории.
  • Студент учится правильно и точно перевести текст источника с одного из древних языков, выявляет нужную историческую информацию из источника с древнегреческого или латинского языка.
  • Студент развивает способность к разработке и научно-информационному обеспечению историко-культурных проектов.
  • Студент осмысляет содержание и конкретные формы культурно-исторического наследия изучаемой исторической эпохи; умеет анализировать функционирование этого наследия в последующие исторические эпохи. Знает историю изучаемых исторических эпох и определяет специфику византийской цивилизации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общество и экономика поздней Римской империи. Общие проблемы истории Византии.
    Кризис III века. Диоклетиан. Поздняя империя. Поздняя античность и ранняя Византия, Byzance après Byzance, «Византийское содружество наций». Специфика византийской цивилизации: роль императора, Церкви, Константинополя. Византия как христианская империя. Византия между Востоком и Западом. Византийское наследие и его рецепция. История византинистики.
  • Трансформация империи в IV в. Константин Великий.
    История ранней Византии IV–V вв. Феномен Константина. Начало веротерпимости при Константине. Миланский Эдикт. Христианство как religio licita. Тринитарные споры. Первый Вселенский собор в Никее. Победа над арианством. Указы Константина, обеспечивавшие привилегированное положение христианства в империи. Константиновские реформы. Наследники Константина. Афанасий Александрийский. Великие каппадокийцы.
  • История Византии IV–V вв. Разделение империи и падение Запада. Вселенские соборы
    Временная измена империи христианству: Юлиан Отступник и реставрация «отеческих нравов». Возобновление союза империи и церкви. Феодосий Великий — объединитель и разъединитель империи. Константинопольский собор 381 г. Никео-Константинопольский Символ веры. Христологические споры. Великие Отцы церкви на Западе. Организационное укрепление римской церкви. Христианское монашество. Последние века римского язычества. Борьба вокруг Алтаря Победы. Окончательное торжество христианства в империи. Культура "последнего века": историки, поэты, философы и учителя. Судьба Западной Римской империи. «Германский кризис». Рим и германцы. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Династия Феодосия и сложение византийской цивилизации. Кризис престолонаследия и церковная легитимация власти. Великое переселение народов и кризис империи во 2 пол. IV в. Церковь, православие, ересь в IV–V вв. Вселенские Соборы.
  • История Византии VI–VII вв. Юстиниан Великий.
    История ранней Византии VI–VII Юстиниан и renovatio imperii. Юстиниан как политик, стратег, законодатель, строитель и богослов. Концепция «симфонии» и проблема цезарепапизма. Преемники Юстиниана и кризис кон. VI в.
  • Византийские «темные века».
    Эра Ираклия: «христианская империя» и конец Римской империи. Победа над Персией и поражение от арабов. Кризис позднеантичной экономики. Конец христологических споров и распад христианской ойкумены. «Темные века» или переходный период? Кризис империи на Востоке и на Западе. Конец династии Ираклия и кризис нач. VIII в. Исаврийская династия и византийская «реконкиста». Административная реформа: фемы и епархии. Феномен иконоборчества: проблема иконопочитания, восточное влияния, император как глава Церкви. Восстановление иконопочитания и конец Исаврийской династии. Византия, Болгария и славяне. Монашеская оппозиция. «Второе иконоборчество». Аморийская династия. Феофил — герой или антигерой? Византийская пропаганда и контрпропаганда. Победа иконопочитателей и конец Аморийской династии.
  • Македонская династия и "кризис XI века"
    Македонская династия. Василий Iи создание новой династии. «Византийский ренессанс». «Исправление древних законов» и Василики. Новая «симфония». Лев VI и тетрагамический кризис. Роман Лакапин, Симеон и начало второй «византийской реконкисты». Начало феодализации, возникновение фамилий и «борьба за стратиота». Интеллектуалы и воины у власти: от Константина Багрянородного до Иоанна Цимисхия. Василий II. Византия и Русь. Конец Македонской династии.
  • Трансформация византийского общества при Комнинах и Ангелах.
    Аристократы у власти и начало кризиса. Катастрофа при Манцикерте и «сужение» империи. Богословские споры вовне и внутри. Алексей Комнин и начало новой династии. Крестоносцы и Византия: политика и культура.
  • Четвертый крестовый поход и падение Константинополя.
    Преемники Алексея. Катастрофа при Мириокефале и «начало конца». Эпоха «ок. 1200 г.». Падение Константинополя и итог средневизантйиского периода. Никейская империя, Трапезундская империя, Эпирский деспотат.
  • Социальная история империи и стран "Византийского содружества" в палеологовский период.
    Поздневизантийский период и византийские «империи». Никея и удача Михаила VIII. Династия Палеологов. «Палеологовский ренессанс». Византия, латиняне и славяне. Приход турок-османов. Богословские споры и политический кризис. Византия между «чалмой и тиарой»: уния и унии. Тимур и «спасение» Византии. «Сжатие» до столицы. Мехмет II и конец тысячелетней империи. Политическое и культурное наследие Византии.
  • Византийская культура, идейный и духовный мир.
    Византийская культура и ее специфика. История византийской архитектуры: базилика, центрический храм, «купольная базилика», крестово-купольный храм, светское зодчество. История византийской живописи: мозаики, фрески, иконы, миниатюры. История византийской литературы: богословие, агиография, гимнография, гомилетика, светская проза и поэзия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа на семинарах
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной для прочтения к соответствующему занятию литературы – он должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию прочитанной литературы. Кроме того, студент должен показать умение обобщать и критически анализировать прочитанное. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, конструктивной активности, качества (точности и полноты) выполнения аудиторных заданий. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Устный экзамен составляет 50% итоговой оценки.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brandt, J. R., Hagelberg, E., Bjørnstad, G., & Ahrens, S. (2017). Life and Death in Asia Minor in Hellenistic, Roman and Byzantine Times : Studies in Archaeology and Bioarchaeology. Oxford: Oxbow Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1471690
  • Cameron, A. (2014). Byzantine Matters. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=672416
  • El-Cheikh, N. M. (2004). Byzantium viewed by the Arabs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.492669917
  • Freeman, C. (2003). Heraclius, Emperor of Byzantium (Book). History Today, 53(10), 60. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=11021825
  • Garland, L. (1999). Byzantine Empresses : Women and Power in Byzantium AD 527-1204. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=60534
  • Geanakoplos, D. (1975). Donald M. Nicol. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. New York: St. Martin’s Press. 1972. Pp. xii, 481. $14.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FEC6637
  • Haldon, J. F. (1990). Byzantium in the Seventh Century : The Transformation of a Culture. Cambridge [England]: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2403
  • Haldon, J. F. (2010). The Palgrave Atlas of Byzantine History. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349921
  • Harris, J. (2007). Constantinople : Capital of Byzantium. London: Bloomsbury UK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343907
  • Harris, J. (2014). Byzantium and the Crusades (Vol. Second edition). London, England: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831247
  • Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
  • James, L. (2010). A Companion to Byzantium. Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310722
  • Jeffreys, E. (2016). Rhetoric in Byzantium : Papers From the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies, Exeter College, University of Oxford, March 2001. Oxon, OX: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552664
  • Kaegi, W. E. (2002). Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261 (Book). Journal of Near Eastern Studies, 61(4), 293. https://doi.org/10.1086/469053
  • Kaldellis, A. (2007). Hellenism in Byzantium : The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=220339
  • Littlewood, A. R. (2003). The Economic History of Byzantium from the Seventh through the Fifteenth Century. Edited by Angeliki E. Laiou. Dumbarton Oaks Studies 39. Washington, DC, 2002. 3 vol. Pp. viii, vi, vi, 1205. $180.00. The Journal of Economic History, (04), 1149. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.jechis.v63y2003i04p1149.1150.21
  • Louth, A. (2013). Byzantium in the Iconoclast Era c. 680-850: A History. By LESLIE BRUBAKER and JOHN HALDON. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AC128FDF
  • Macrides, R. (2016). History As Literature in Byzantium : Papers From the Fortieth Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, April 2007. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1432520
  • Magdalino, P. (2003). Byzantium in the Year 1000. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167210
  • Milena Dobreva, & Serguey Ivanov. (n.d.). Medieval Slavic World: Byzantium and the Slavs in the 9th century AD’. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A96028A
  • Neville, L. A. (2012). Heroes and Romans in Twelfth-Century Byzantium : The Material for History of Nikephoros Bryennios. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480317
  • Ousterhout, R. G., & Wescoat, B. D. (2012). Architecture of the Sacred : Space, Ritual, and Experience From Classical Greece to Byzantium. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=435259
  • Papaioannou, S. (2013). Michael Psellos : Rhetoric and Authorship in Byzantium. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=569188
  • Smith, W. R. (2011). The Oxford History of Byzantium. Comparative Civilizations Review, (65), 128–129. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=69849544
  • Smythe, D., & Marciniak, P. (2016). The Reception of Byzantium in European Culture Since 1500. Farnham, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1062493

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2 т.. Т.1: Раннее христианство. Византия, ,