We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Data-Culture

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Kirina, Margarita

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» и «Основы программирования на языке Python» специально для студентов образовательной программы «История» и направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В первой части курса будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети. Особое внимание будет уделено темам, которые необходимы для успешного освоения основных понятий и методов, связанных с анализом данных. Также будут обсуждаться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для корпусного анализа текстовых данных. Во второй части курса будут рассмотрены темы, которые необходимы для успешного освоения базовых типов данных и синтаксических конструкций на языке Python.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Культуры работы с данными» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в собственной жизни и учёбе. Кроме того, в рамках освоения дисциплины начинается формирования цифровых компетенций студентов в области статистики и анализа данных для решения различных практических задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
  • создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
  • самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • организовывать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
  • использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
  • искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц;
  • анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • создавать проекты для сохранения культурного наследия с помощью компьютерных технологий
  • использовать цифровые ресурсы для поиска информации, научно-исследовательской и проектной деятельности
  • создавать сайты с помощью блочного конструктора Tildа для представления результатов исследования или проектной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаграмотность
  • Компьютерная безопасность
  • Интернет-грамотность
  • Академическая грамотность
  • Юридическая грамотность в Сети
  • Компьютерная грамотность
  • Техническая грамотность: документы и облака
  • Техническая грамотность: таблицы
  • Основы больших данных
  • Техническая грамотность: презентации
  • Цифровое сохранение культурного наследия
  • Сайты
  • Введение в программирование. Основные типы данных. Создание переменных. Основные ошибки.
  • Логический тип данных. Условные конструкции.
  • Цикл while. Операторы break и continue. Использование else в цикле.
  • Цикл for. Списки и кортежи. Функция map().
  • Методы строк и списков. Срезы.
  • Множества. Операции над множествами. Методы множеств.
  • Словари. Методы словарей. Вложенные структуры данных.
  • Сортировки, функция .sorted().
  • Работа с функциями.
  • Работа с текстовыми и табличными файлами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ЭкзаменНЭ
    Основан на Спецификации НЭ по ЦГ 2023-24 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Подлежит обязательной пересдаче при ликвидации академической задолженности. Пересдача проводится онлайн синхронно с прокторингом. Асинхронный элемент контроля. Онлайн элемент контроля. Прокторинга нет. Контроль проводится один раз. Тип элемента SmartLMS: тест
  • неблокирующий Аудиторные (и домашние) практические работы
    Множественное задание: состоит из 9 оцениваемых заданий. Совмещённый элемент контроля. Без прокторинга. Тип элемента SmartLMS: тест или задание Не пересдаются при ликвидации академической задолженности.
  • неблокирующий Контрольные работы
    Основан на Спецификации НЭ по ЦГ 2023-24 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Подлежит обязательной пересдаче при ликвидации академической задолженности. Пересдача проводится онлайн синхронно с прокторингом. Асинхронный элемент контроля. Онлайн элемент контроля. Прокторинга нет. Контроль проводится 3 раза. Тип элемента SmartLMS: тест
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    На курсе предусмотрено 4 самостоятельных работы, рассчитанных на 20-30 минут. Работы размещаются на платформе SmartLMS и проводятся либо в конце, либо в начале лекции / семинара. Подробнее о дате, времени, точном количестве и темах заданий оповещает преподаватель не позднее, чем за неделю до активности. В каждой работе 3-4 задания на написание собственного кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах предусматривает ответы на вопросы преподавателя, участие в решении задач по каждой теме. Оценка за активность выставляется, если на семинарах не запланирована другая форма текущего контроля, которая длится 50 минут и более.
  • неблокирующий Проект и защита проекта
    Выполняется в группах из 3 человек. Группу из 1-2 человек организовать можно, но только в исключительных случаях по согласованию с преподавателем. Проект представляет собой написание корректно работающей программы прикладного назначения с последующей обязательной устной защитой в виде презентации. Дедлайн является жестким. Не допускается сдача работы после установленного дедлайна. При этом студент может явиться на защиту и показать проект, однако в таком случае может получить оценку не выше 6 баллов. Защита проекта является обязательной для выставления оценки за проект. Формат проведения защиты определяет преподаватель не позднее, чем за семь дней до защиты. Защита проводится в сессию. Защита проводится в очном формате. Согласно [Приложение 1, п. 5.5, стр. 2-3] студенты должны иметь при себе студенческий билет, который преподаватель может проверить для идентификации личности студента.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится после изучения темы “Словари” и содержит задания по пройденным темам. Длится 80 минут, проводится в SmartLMS. Задания представляют собой написание кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных. Со штрафным режимом в 10% за каждую неверную попытку. С каждой неверной попыткой штраф увеличивается еще на 10%. Примеры заданий аналогичны примерам самостоятельных работ. Демоверсия контрольной работы размещается в открытом доступе не позднее семи дней до активности. Каждое задание весит определенное количество баллов, суммарно можно набрать 10 баллов, что приравнивается к оценке 10 за работу. Оценка не округляется.
  • неблокирующий ЭкзаменНЭ
    По содержанию заданий аналогичен независимому экзамену, т.к. дисциплина-пререквизит готовит к сдаче НЭ. Проводится в сессию. Резервных дней для экзамена не предусмотрено
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Формула по 8-балльной шкале 0,25 * Контрольные работы 0,3 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,25 * ЭкзаменНЭ Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Правила получения оценок 9 и 10 за дисциплину-пререквизит указаны в пунктах 74 и 77 ПОПАТКУСа: https://www.hse.ru/docs/551872110.html Оценки 9 и 10 можно получить перезачётом результатов Независимого экзамена по Цифровой грамотности или Внешней оценки.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Проект и защита проекта + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.2 * ЭкзаменНЭ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442471 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Миркин, Б. Г.  Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450262 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 399 - Д.Балуев - Секреты приложений Google - 9785961420463 - Alpina - Альпина Паблишер - 2010 - https://hse.alpinadigital.ru/book/399
  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Кирина Маргарита Александровна