• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций, домашнее задание (преподаватели могут выбирать формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения материала студентами образовательной программы), а также экзамен (письменный тест). Аудиторные занятия и элементы контроля проводятся в онлайн- или оффлайн формате в зависимости от эпидемиологической ситуации. Преподаватели, читающие лекции и ведущие семинары на конкретных образовательных программах, имеют возможность оптимизировать соотношение компонентов онлайн курса и очных занятий для повышения усвояемости материала студентами этих образовательных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология» являются: • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. • Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • Знает и приводит примеры основных видов научения
  • Знает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов и способы их саморегуляции
  • Знает основные методы и принципы научного психологического исследования, понимает и объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Знает основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • Знает особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Описывает и характеризует разные виды внимания и памяти в психической деятельности субъекта.
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
  • Ощущение и восприятие
  • Внимание и память
  • Мышление и речь
  • Формирование навыков: научение
  • Эмоциональные состояния
  • Потребности и мотивы
  • Личность: подходы к изучению
  • Индивидуальные различия
  • Развитие человека
  • Человек в социальной группе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятиях
    Точные критерии оценки, в том числе по предполагаемым домашним заданиям в рамках аудиторной работы, устанавливаются преподавателем самостоятельно в зависимости от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина, и доводится до сведения студентов не позднее первого занятия по дисциплине.
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается. В случае, если проведение контрольной работы в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения контрольной работы. Задания контрольной работы, проводимой в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории.
  • неблокирующий письменный тест
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-19% - 1 балл, 20-29% - 2 балла, 30-39% - 3 балла, 40-49% - 4 балла, 50-59% - 5 баллов, 60-69% - 6 баллов, 70-79% - 7 баллов, 80-89% - 8 баллов, 90-94% - 9 баллов, 95-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В случае, если проведение теста в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения теста. Задания теста, проводимого в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Преподаватель сам выбирает формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения курса студентами конкретной образовательной программы. В качестве домашнего задания могут выступать: 1) подготовка доклада по выбранной студентом или данной преподавателем теме; 2) написание эссе по выбранной студентом или данной преподавателем теме; 3) прочтение научной статьи, выбранной студентом или предложенной преподавателем, с дальнейшей инициацией дискуссии по ней на семинарском занятии. Формат домашнего задания, точные критерии его оценки, а также сроки сдачи сообщаются преподавателем студентам на первом занятии по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * контрольная работа + 0.2 * активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * письменный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Битянова, М.Р. Социальная психология : учебное пособие / М.Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 368 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-91180-703-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055386 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055386
  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 524с. - ISBN: 978-5-534-02583-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-449627

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в общую психологию (курс лекций), учебное пособие, М-во обр. РФ, ИД РАО, 336 с., Гиппенрейтер, Ю. Б., 2006
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова В.В., Березанская Н.Б., 2013
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология внимания : хрестоматия, , 2001
  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
  • Психология мышления : хрестоматия, , 2008
  • Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, , 2002
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2010

Авторы

  • Корягина Наталья Александровна
  • Стакина Юлия Михайловна
  • Поддьяков Александр Николаевич
  • Котов Алексей Александрович
  • Козлов Дмитрий Дмитриевич
  • Патоша Ольга Ивановна
  • Львова Елена Николаевна
  • Молчанова Ольга Николаевна
  • Родионов Гермоген Ярославович
  • Иванова Анна Александровна
  • Яголковский Сергей Ростиславович
  • Макалатия Александра Гурамовна