We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Social Anthropology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructors


Аброськина Евгения Вячеславовна


Kormina, Jeanne

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе «Введение в социальную антропологию» рассматриваются история развития антропологии, основные направления и походы, важнейшие темы антропологических исследований. В задачи курса входит не только знакомство с антропологической классикой, но и обучение некоторым методам организации антропологического исследования. Цель курса – привить студентам вкус к антропологической работе, показать специфику антропологического подхода к изучению социальных реалий. Воспитание методологической установки на культурный релятивизм является одной из приоритетных педагогических задач курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • введение в антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров
  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания
  • знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии
  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен создавать научные тексты на государственном и иностранном языках
  • Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
  • Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике
  • Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
  • Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Требования к курсу. Что такое антропология?
    Универсальность человечества и разнообразие мира. Историко-политические условия возникновения и становления антропологии (колониальные империи). Место антропологии в системе наук и границы дисциплины: социальная/культурная антропология, этнология, этнография, фольклористика. Институционализация антропологии (кафедры, музеи, журналы, фонды).
  • Становление идей и первые теоретические подходы
    эволюционизм и теория пережитков, диффузионизм, исторический партикуляризм, функционализм. Складывание методов антропологического исследования. Первые экспедиции. Понятие «поля». Метод включенного наблюдения. Ключевые понятия антропологии: общество; культура; контекст; холизм; перевод. Понятие этноцентризма. Релятивизм в антропологии и опасности нормативного подхода.
  • Экономика с точки зрения антропологов.
    Субстантивисты и формалисты. Дискуссия о рациональности экономического действия. Марсель Мосс: Эссе о даре. Потлач: демонстрация взаимных обязательств. Понятие реципрокности. Символическая природа обмена. М. Годелье. А. Вейнер (неотчуждаемая собственность).
  • Экономическая антропология.
    К. Поланьи. Виды обмена (реципрокность, перераспреде-ление, рынок). Недоиспользование ресурсов как характеристика «туземной» экономики. Маршалл Салинз об «обществе первоначального изобилия».
  • Cемья и брак. Формы семьи.
    Нуклеарная семья. Моногамия и полигамия. Закон экзогамии. Инцест. Теории происхождения запрета на инцест. К. Леви-Строс: Элементарные структуры родства (1949). Брак как реципрокный обмен. Кросс-кузенный брак. Понятие авункулата. Системы родства: классификационные и описательные. Родство «по крови» и «социальное» родство. Основные номенклатуры родства (суданская, гавайская, эскимосская, ирокезская). Родственная группа – первичное социальное объединение. Способы образования родственных групп (способ поселения и способ отсчета родства).
  • Социальный возраст и гендер.
    Практики воспитания и взросления. Обряды перехода (А. Ван Геннеп, В. Тернер). Понятие лиминальности. Инициация
  • Политическая антропология.
    Предмет политической антропологии. Власть и господство: Макс Вебер. Типы политических систем – способы легитимации власти (традиционный, харизматический, рациональный). Способы интеграции и решения конфликтов в безгосу-дарственных обществах: исследования британских антропологов (1940-60 гг.), в частности – Э. Эванса-Притчарда у нуэров (1940). Политическое лидерство: приписанный статус vs достигнутый статус: меланезийские vs полинезийские политические системы (М. Салинз).
  • Антропология религии.
    Определение религии (Фрэзер, Тайлор, Малиновский, Дюркгейм, Маркс). Религия как культурная система (Кл. Гирц). Критика Гирца Т. Асадом.
  • Дискуссия о «первобытном мышлении».
    Первобытные классификации. Коллективные представления (время, пространство). Символическая антропология: Мэри Дуглас («Чи-стота и опасность»).
  • Антропология религии.
    Тела, слова и вещи. Ритуализация смерти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен/итоговое эссе
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.175 * Домашнее задание + 0.175 * Тесты + 0.3 * Экзамен/итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Клягин. - М.: Логос, 2014. - 625 с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-658-6.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002219-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/143012
  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/192568