We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2 module

Instructor


Rogonyan, Garris

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философия» нацелен на ознакомление студентов с основными идеями и концепциями в истории западной философии. Основная цель курса - познакомить студентов с главными этапами западно-европейской философии, начиная с философов Древней Греции и вплоть до конца XX века. Студенты, в частности, познакомятся с идеями таких философов, как Платон, Аристотель, Декрат, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм, Кант, Гегель и многих других. В то же время, философский материал курса будет построен вокруг логики обсуждаемых этими философами проблем. Методологический подход сосредоточен в основном на современном понимании этих проблем и их решений. Лекции к курсу будут проходить на основе дистанционной платформы Coursera «Ancient Philosophy: Plato and his Predecessors» и «Ancient Philosophy: Aristotle and his Successors» (University of Pennsylvania), «Philosophy, Modernity and Intellectual History I&II» (Wesleyan University).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент демонстрирует на семинарах и в ходе выполнения практических заданий знания, умения и навыки, развитые в ходе освоения материалов лекций и чтения заданных к семинару источников и научной литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философия досократиков. Философия Платона. Идеализм против релятивизма. Критика теории идей.
  • Тема 2. Философия Аристотеля. Материя и форма. Четрые вида причин. Eudaimonia и понятие добродетели.
  • Тема 3. Философия Рене Декарта. Дуализм души и тела. Идеи врожденные и благоприобретенные. Механицизм и деизм.
  • Тема 4. Философия Дэвида Юма. Идеи и впечатления. Скептическая проблема и ее скептическое решение. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
  • Тема 5. Иммануил Кант и его «Критика чистого разума». Антиномии разума и критика метафизики. Моральный закон. Кант и эпоха Просвещения.
  • Тема 6. Философия классического немецкого идеализма. «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля. Непосредственное и опосредованное знание. Историцизм Гегеля. Диалектика раба и господина.
  • Тема 7. К. Маркс и понятие идеологии. Разновидности материализма. Ф. Ницше о воле к власти. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии: Учебник / С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004929-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/240225

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01592-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028491
  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 455 с. -(Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01645-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028493
  • История западноевропейской философии: от Античности до Ренессанса: Учебное пособие / Панищев А.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 175 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат (СевГУ)) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-015142-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018347
  • История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 217 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006533-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395840