Интервью с Ниной Хуродзе, участницей программы студенческой мобильности (Норвегия)
Студентка 4 курса ОП «Филология», Нина Хуродзе, рассказывает об особенностях участия в программе международной мобильности, благодаря которой она училась в Норвегии
Почему ты решила поучаствовать в программе студенческой мобильности?
Для меня важным фактором была возможность получить опыт обучения за границей: прочувствовать на себе, как может быть устроен процесс обучения и жизнь в целом в другой стране, чтобы сформировать собственной мнение.
Хотелось побыть совершенно одной в новой обстановке, проверить уровень самостоятельности. Конечно, очень вдохновили рассказы ребят, которые уже участвовали в международной мобильности. Кроме того, мобильность представляется мне как возможность встретить других местных и иностранных студентов, узнать больше о культуре из стран, использовать английский не только во время обучения, но и в повседневной жизни"
Как принять участие в программе мобильности и нужно ли учиться на бюджете для этого?
Программы мобильности доступны абсолютно всем и что, более того, я знаю конкретных студентов, обучающихся не на бюджете, прошедших конкурс и получивших возможность учиться за границей. Намного важнее средний балл.
Тогда навыками нужно обладать, чтобы принять участие в международной мобильности?
В первую очередь, владением иностранным языком. Навыком общения, как ни банально и к тому же терпением и упорством в сборе документов и ожидании результатов конкурса.
У тебя была возможность выбрать страну для учебы?
Выбор был довольно большой, я подавала документы на конкурс трижды: каждый семестр, начиная со второго семестра второго курса. Сначала я хотела поехать в Мюнхен, но из-за тяжелой эпидемиологической ситуации, два семестра подряд в принимающем ВУЗе обучение проходило только дистанционно. Поэтому я приняла решение отказаться от этой возможности и подать документы ещё раз в другой университет.
Так почему же всё-таки Норвегия?
Мне понравились курсы, которые университет предлагал для иностранных студентов. Кроме того, ситуация с коронавирусом там была проще, и студенты учились очно. Норвегия привлекла меня ещё и тем, что у меня было очень ограниченное представление об этой стране, я бы даже назвала его «сказочным». Для многих также имеет значение стоимость жизни в каждой определенной стране.
Какой университет ты выбрала, и был ли у тебя выбор?
Я училась в University of Agder, который находится в городе Кристиансанн Так как город не очень большой, шанс уйти на дистанционное обучение там был не так велик, как в больших европейских городах. Университет мне понравился своим расположением, большим количеством предложенных курсов, и, честно говоря, просто по картинке. Выбор университетов был достаточно большой, однако выяснилось, что далеко не в каждом из них есть подходящие мне предметы: большинство ВУЗов ориентировано на программы экономики, менеджмента и бизнеса.
Были ли у тебя какие-то внутренние препятствия вроде страха переезда, пусть и временного, в другую страну? Как долго проходила адаптация?
Несмотря на большую мотивацию, уезжать было сложно. Конечно, боялась, что рядом не будет близких, сомневалась в самостоятельности, так как никогда до этого не жила одна даже в родном городе. Самым сложным периодом были первые 11 дней, так как я провела их в карантинном отеле и не могла перекрыть грусть и страх другими впечатлениями и эмоциями. Но, как только я оказалась в общежитии и стала ходить в университет, жизнь стала быстро налаживаться.
Как выглядит учебный план филолога по обмену в Норвегии и можно ли было проходить междисциплинарные курсы?
В ИУПе (прим. инт. Индивидуальный Учебный План - вышкинская и европейская система, дающая возможность выбирать траекторию обучения самостоятельно) все предметы или литературоведческие, или лингвистические. Насчет междисциплинарных курсов, к сожалению, ничего не могу сказать, но, наверное, самое главное, чтобы эти предметы засчитывались по возвращении, и у студента не возникло с этим лишних сложностей. Помимо тех дисциплин, которые перекрывают вышкинские, у меня были и пары в Вышке, которые я проходила онлайн: французский язык и НИС (прим. инт. Научно-исследовательский семинар). Сочетать предметы в двух ВУЗах одновременно, с учетом разницы во времени, бывало непросто, но мне повезло с расписанием, и наложений практически не было.Какой у тебя был любимый предмет?
Фонетика немецкого языка – это часть предмета “German Language 1“. Мне в принципе очень нравились все дисциплины в принимающем ВУЗе, их было всего три, но все они шли по несколько часов в неделю. В Норвегии очень развита германистика, изучение немецкого языка и литературы очень популярно среди студентов (в том числе вследствие родственности языков и культур двух стран).
В чем отличие учебного процесса твоего университета от Вышки?
Если студент привык к вышкинской системе, то сложностей в понимании того, как устроен образовательный процесс, почти не возникнет. Существенное отличие в том, что в Университете Агдера не существует такого понятия, как накопленный балл, поэтому экзаменационная оценка зачастую – единственная составляющая итоговой. Однако оценивается посещаемость, как и в Вышке. Кроме того, в середине семестра (примерно в то же время, когда в Вышке осенняя сессия) нужно сдавать обязательные задания по каждому предмету, но за них можно получить только зачет или незачет, никаких оценок.
Нагрузка в норвежском ВУЗе была намного меньше, чем та, к которой я привыкла в Вышке. По количеству занятий было примерно столько же, но предметов всего три, поэтому учиться студентке было немного проще. Конечно, на это повлияло и отсутствие промежуточных письменных заданий. Времени на отдых, спорт, развлечения, прогулки и вечеринки оказалось вполне достаточно.
Был ли у тебя опыт общения со студентами-иностранцами?
Студентов из других стран было очень много, в общежитии норвежских студентов почти не было. Большая часть иностранных студентов – немцы. Кроме того, вместе со мной учились ребята из Франции, Швейцарии, Италии, Англии, Китая и многих других стран.
Были ли среди них русские студенты?
Из России было всего несколько человек, в том числе и студент московской Вышки. Общежитие представляет из себя небольшой двух-трехэтажный студенческий городок: все иностранные студенты жили на расстоянии нескольких шагов друг от друга, поэтому общение практически не прекращалось.
Ты платила за обучение в Норвегии?
Нет, обучение оплачивается программой мобильности.
А сколько у тебя уходило на личные расходы?
Норвегия – одна из самых дорогих стран, поэтому расходы на проживание, еду и поездки были немалые. За общежитие (у меня была своя комната, своя ванная и общая кухня) я платила около 4200 NOK – это примерно 35 000 рублей (прим. инт.: в месяц). Продукты примерно в 3 раза дороже, чем в России, поэтому в месяц придется платить 80-120 тысяч.
Оправдала ли поездка твои ожидания? Какие были сложности?
Она даже превзошла их. Мне было интересно как учиться, так и жить среди других иностранных студентов. Конечно, без трудностей не обошлось, например, процесс оформления всех документов длился очень долго, въезд в страну, в связи с ковидной ситуацией, был затруднен. Но больших сложностей или неприятностей в Норвегии у меня не было. Кроме того, все норвежцы в той или иной степени владеют английским (в том числе продавцы, охранники), поэтому если нужна помощь, вас поймут, и обязательно кто-нибудь поможет.
Стоит ли ехать на учебу в Европу по мобильности?
Если есть возможность (в особенности, финансовая), я считаю, что нужно ехать обязательно. Конечно, не стоит рассчитывать, что все пройдет легко и гладко, но ценность непосредственного нетуристического опыта нахождения за границей намного больше. Нужно быть готовым к долгой документальной волоките, к тому, что в какой-то момент абсолютно все будет казаться непонятным (особенно до момента прибытия в принимающий ВУЗ). Стоит почитать подробнее о городе, в которую вы собираетесь ехать, проверить среднюю цену продуктов и услуг, посмотреть прогнозы средней температуры.