Новые лица в журналистике: наши студентки успешно проявили себя в проекте создания образовательных курсов!
Две студентки нашей образовательной программы, Екатерина Малова и Александра Фидельская, выпустили свои первые полноценные образовательные курсы в рамках проекта журнала “ИКСТАТИ”. Основная цель которого - рассказывать читателям просто о сложном.
Катя написала о филологических секретах в наших любимых фантастических сагах.
В материалах Саши можно познакомиться с увлекательной теорией трансактного анализа, являющейся одной из самых известных и популярных в науке психоанализа.
Что вдохновило девушек на выбор тем, и как этот опыт пригодится им в будущем - в этом интервью.
Расскажите, пожалуйста, немного о самом проекте.
Катя: В научно-популярном журнале «ИКСТАТИ» студенты Вышки могут опубликовать свои образовательные курсы. Темы разнообразны: от психологии и искусства до экологии и эволюции плаката. Нужно лишь подать заявку в рамках «Ярмарки проектов» и согласовать тему курса с руководителями. Журнал «ИКСТАТИ» − это замечательная возможность поделиться с другими студентами тем, в чём ты хорошо разбираешься.
Саша: Проект создан для того, чтобы объемные и сложные научные темы были доступны для чтения людьми из разных научных сфер и ненаучного общества. Нам предложили выбрать интересную научную тему, необязательно связанную со специальностью бакалавриата, и рассказать о ней, что называется “на пальцах”. Например, я филолог и писала о психологии, студенты Востоковедения писали о живописи, социологи и политологи – об экологии и т.д. Гордость берет за университет, где студенты настолько развитые и разносторонние.
Иллюстрация к курсу Саши про трансактный анализ
Какие у вас были обязанности? Что особенно понравилось?
Катя: За составляющую курса каждый из участников проекта отвечает самостоятельно. У нас не было жёстких дедлайнов, каждый сам назначал для себя срок сдачи материала, и я думаю, что именно поэтому образовательные курсы «ИКСТАТИ» так интересны: у нас было время, чтобы доработать каждую из статей и сформировать авторский стиль. Например, я создала свой курс за полтора месяца, писала по одной статье в неделю. Это было напряжённое время, в течение которого я буквально жила этими историями, но ставя для себя небольшие сроки, мне было легче сосредоточиться на написании статей.
Саша: Я установила себе дедлайны для каждой части курса, поэтому достаточно быстро справилась. В общей сложности вся работа заняла у меня около месяца (с перерывами, конечно). Мой руководитель всегда был на связи и отвечал на все возникающие у меня вопросы. После того как я написала все статьи, они были проверены и одобрены к публикации.
Что вдохновило вас выбрать именно эту тему курса?
Катя: Курс появился благодаря моей курсовой работе. Джон Толкин и Клайв Льюис всегда были для меня одними из любимых писателей. Я восхищалась «Властелином колец», «Хоббитом», «Хрониками Нарнии» и «Гарри Поттером» как читатель, но мне стало интересно посмотреть на эти произведения с точки зрения литературоведения. Я остановилась на историях, которые по моему мнению являются ключевыми текстами ХХ века в жанре фэнтези.Фэнтези-романы зачастую считают несерьёзной литературой, и поэтому важная задача моего курса была в том, чтобы показать, что создатели волшебных миров на самом деле размышляют над важными и актуальными во все времена вопросами: что есть вера? что такое добро и зло на самом деле? как найти себя? как совершить тот или иной выбор?
Саша: Со второго курса я начала интересоваться психологией, и тогда же я готовилась к олимпиаде “Высшая лига”. Я читала рекомендуемую литературу и познакомилась с теорией трансактного анализа. Это меня заинтересовало: с помощью нее каждый человек может самостоятельно разобраться с причинами проблем в отношениях с окружающими и улучшить свою жизнь. Весь психологический анализ представлен в виде некой игры, в процессе которой интересно узнавать самого себя. Во время написания статей для курса я перечитала книги Эрика Берна и разобралась в тех местах, которые упустила при первом ознакомлении.
Иллюстрация к курсу Кати
Столкнулись ли вы со сложностями в процессе работы над проектом? Если да, то с какими? Как получилось их преодолеть?
Катя: Думаю, самым сложным было нащупать грань между общеизвестным и новым. Многие знают, что авторы фэнтези-вселенных используют для создания своих вымышленных миров скандинавские мифы и фольклор. Однако меня больше интересовали детали. Мне было важно указать, например, в чем именно Толкин наследует германскую эпическую традицию (и я приводила конкретные эпизоды из «Беовульфа» или «Песни о Нибелунгах»), как именно Льюис работает с библейскими сюжетами (например, что «Хроники Нарнии» − это не пересказ Священного Писания), и каким образом Роулинг трансформирует те или иные легенды для своей истории.Я старалась сделать тексты максимально понятными, не использовать слишком много литературоведческих терминов, а если этого было не избежать, всегда давала пояснения в скобках. Визуальная часть − ещё одна важная составляющая моего курса. Найти подходящие рисунки и кадры из экранизаций оказалось непростым делом.
Саша: В процессе написания статей проблем почти не возникало. Зато когда я закончила и стала вычитывать на ошибки и несоответствия, мне начало казаться, что мои работы недостаточно хороши (наверное, с этим сталкивался любой писатель и журналист). Я думала, что с моей стороны непрофессионально так упрощать материал, над которым трудился уважаемый ученый. Хоть я и понимала, что моя главная задача – преподнести трудный текст простыми словами, чтобы его прочли и поняли люди, далекие от психологии. Тогда я решила не критиковать себя, а просто хорошо сделать свою работу и опубликовать результат.
Как вы оцениваете свой опыт? Планируете ли использовать его в дальнейшем (для карьеры, как хобби, завести блог и т.д.)
Катя: Конечно! Во-первых, я считаю, что важно как можно раньше набирать академические достижения и прокачивать свое портфолио, а публикация литературоведческого курса станет неплохим бонусом для поступления в магистратуру как в российские, так и в зарубежные вузы. В последние годы приёмная комиссия помимо хорошей успеваемости всё больше обращает внимание на внеучебную активность студентов. Во-вторых, это замечательный академический опыт: проект дал мне возможность попробовать себя в написании научно-популярных текстов. Мне бы и дальше хотелось развиваться в этом направлении, рассказывать простым языком о том, что я изучаю. Я рада, если мои знания будут полезны другим, и если благодаря моему курсу кто-то всего за один вечер откроет для себя что-то новое!
Саша: Именно эти пять статей стали еще одним знаком того, что мне все же стоит дальше развиваться в направлении психологии. Возможно, не в чистом ее виде, а, например, в профиле психолингвистики, педагогики и детской дефектологии. Я уже около четырех лет работаю с детками и думаю, что мне нужно больше теоретических знаний в области психологии, чтобы быть более компетентной в своей работе. Кроме того, общаясь с родителями детей, мне нужно, уметь рассказывать просто о сложных вещах, что я и сделала в своем блоке статей в рамках проекта журнала “ИКСТАТИ”.
Иллюстрация к курсу Кати
Интервьюер: Лосева Оксана, студентка 4 курса ОП “Филология”.