• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар «Практическое введение в языковое разнообразие»

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного НИСа студенты знакомятся с грамматическим устройством нескольких крупных, но, тем не менее, не столь хорошо знакомых языков Европы и Азии (турецкий, японский и др.), как на основе теоретических грамматик, так и параллельно путем использования современных мобильных приложений. Будет сделан фокус на необычных грамматических чертах этих языков в сравнении с русским и более знакомыми для студентов иностранными языками. Курс построен на устных презентациях студентов о различных аспектах грамматической системы выбранных языков на основе предложенных материалов. Одной из составляющих курса также является выполнение студентами практических упражнений по отдельным грамматическим темам. Курс будет полезен студентам, планирующим в будущем заниматься грамматической теорией и типологией, а также может служить более углубленным дополнением к вводным лингвистическим курсам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Более детально, чем это обычно позволяют общие лингвистические курсы, познакомить студентов с непривычными с точки зрения «европоцентристского» взгляда явлениями грамматики
  • • На практических примерах познакомить студентов со структурно-типологическим взглядом на язык как на систему особым образом устроенных грамматических подсистем (в противопоставлении с «практическим» подходом, где усвоение грамматики происходит атомарно, без сравнения с другими языками и параллельно с усвоением лексики)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты умеют пользоваться дескриптивными грамматиками, находить в них нужный раздел, ознакомливаться с требуемой информацией и излагать ее в рамках устного выступления или научного текста
  • Студенты знакомы с важнейшими явлениями в области лингвистической типологии (такими как дифференцированное маркирование объекта, каузатив, топик, изафетная конструкция и др.), способны их идентифицировать в конкретном языке и анализировать их специфические для данного языка свойства
  • Студенты имеют общее представление об устройстве грамматических систем рассматриваемых языков (турецкого, японского и т. д.) и готовы к более глубокому освоению отдельных грамматических тем в данных языках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Турецкий язык.
  • Раздел 2. Японский язык.
  • Раздел 3. Иврит.
  • Раздел 4. Финский язык
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Студенты выполняют небольшие грамматические упражнения по пройденным темам с опорой на презентацию. В первую очередь, оценивается самостоятельная попытка выполнения упражнений без привлечения онлайн-переводчиков и других вспомогательных средств.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа предполагает исследование грамматического раздела, не вошедшего в основной курс, на основе предложенных грамматик. Приветствуется сравнительный аспект, подбор дополнительных источников (научных статей и монографий). Тема согласуется с преподавателем или выбирается из предложенных. Объем работы — 7–10 страниц (12 кегль, 1.5 междустрочный интервал).
  • неблокирующий Презентация
    В течение НИСа каждый студент подготовить две презентации по заданной грамматической теме на 15-20 минут в программе PowerPoint или аналогичной. Презентации могут делаться индивидуально или в паре. Презентации делаются на основе материалов, назначенных преподавателем; могут также привлекаться дополнительные ресурсы. Обязательно использование иллюстративных примеров. Докладчик должен взаимодействовать с аудиторией, проверяя понимание с помощью вопросов и небольших заданий.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает, в первую очередь, посещение занятий. Также дополнительные баллы назначаются за регулярные ответы на вопросы докладчика и задавание вопросов докладчику. На занятиях проходят командные квизы; члены победившей команды получают дополнительные баллы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашние задания + 0.3 * Презентация + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arslan, A. (2016). Effect of Jigsaw I Technique on Teaching Turkish Grammar. Educational Research and Reviews, 11(8), 635–641. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1098205
  • Haruhiko Kindaichi. (2011). Japanese Language : Learn the Fascinating History and Evolution of the Language Along With Many Useful Japanese Grammar Points. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567158
  • Турецкий язык. Начальный курс : учебное пособие / В. Г. Гузев, О. Дениз-Йылмаз, Х. Махмудов-Хаджиоглу, Л. М. Ульмезова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 265 с. — ISBN 978-5-9925-1357-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164308 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McGloin, N. H. (2014). Modern Japanese Grammar : A Practical Guide. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1481124

Авторы

  • Князев Михаил Юрьевич
  • Кессель Ксения Витальевна