Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Апрель

Сравнительно-историческое языкознание

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с предметом и основными задачами сравнительно-исторического языкознания, с методами установления языкового родства, генетической классификации языков и праязыковой реконструкции, методами определения прародины и культурного комплекса носителей праязыка, с реконструкцией праязыковых явлений следующих уровней: фонология, морфология, а также с основной современной научной литературой по теме
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о задачах сравнительно-исторического языкознание и о методах, применяемых для решения этих задач, а также о связи сравнительно-исторического языкознания со смежными лингвистическими дисциплинами, например, диахронической типологией
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет теоретической базой курса (проблематика и методология сравнительно-исторического языкознания)
  • Студент способен адекватно анализировать конкретный языковой материал с применением представленных в рамках курса методов
  • Студент способен анализировать научную литературу по специальности
  • Студент успешно выполняет практические задания по анализу конкретных языковых явлений, адекватно представляет результаты исследования и способен сделать обобщения на конкретном проанализированном материале
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Методы установления языкового родства
  • Генетическая классификация языков
  • Контактные изменения в истории языков
  • Праязыковая реконструкция. Реконструкция фонологической системы
  • Реконструкция морфологии
  • Сравнительно-историческое языкознание и реконструкция этнической истории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из задач, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с презентациями во время семинарских занятий, а также ответы на вопросы по презентациям
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории, по вариантам. На написание работы отводится 80 минут. Представляет собой письменные ответы на вопросы по вариантам
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории, по вариантам. На написание работы отводится 120 минут. Представляет собой письменные ответы на задания по вариантам, в экзаменационное задание входят два теоретических вопроса по материалам курса и одна задача
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.28 * Аудиторная работа + 0.22 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языкознание, Куликова, И. С., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание : Учебник для вузов, Касевич, В.Б., 2011

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна